Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Если топливо дешевеет, значит, это кому-то нужно

«Круглый стол» нефтяной компании «Альянс», прошедший в марте в Хабаровске, собрал представителей законодательной власти, общественности и журналистов. Вопросы, которые задавались на нем руко
"Круглый стол" нефтяной компании "Альянс", прошедший в марте в Хабаровске, собрал представителей законодательной власти, общественности и журналистов. Вопросы, которые задавались на нем руководителям холдинга, Хабаровского НПЗ и "Хабаровскнефтепродукта", касались в первую очередь цен топлива на АЗС, его качества и перспективы самого производства.

Проблематика не простая, особенно в сегодняшней ситуации, когда цены на АЗС то растут, то падают, а сам рынок нефтепродуктов явно лихорадит. С одной стороны на него давит государство, с другой - новые акцизы и растущая цена на нефть. И здесь у НК "Альянс" положение не самое выгодное. Дело в том, что компания, хотя и нефтяная, но до сих пор в большей степени ориентирована не на экспорт сырой нефти, а на производство и реализацию нефтепродуктов внутри страны. При этом у нее достаточно локальный рынок - Хабаровский НПЗ обеспечивает порядка трети потребности всего Дальневосточного региона. Поэтому у "Альянса" естественный ярлык монополиста. За что он по полной программе отвечает сегодня перед государством и обществом.

Это в принципе, а на практике на конец декабря 2010 года рентабельность по реализации бензинов и дизтоплива в "Хабаровскнефтепродукте" (который входит в НК "Альянс") была зафиксирована в пределах одного процента. А, начиная со второй половины января этого года, после повышения акцизов и тарифов сбыт стал убыточным на все тот же один процент. И до сегодняшнего дня НК "Альянс" с продажи каждого литра на Дальнем Востоке не зарабатывает деньги, а их теряет.

- Эти потери, - говорит Андрей Румянцев, руководитель пресс-службы НК "Альянс", - нам удалось компенсировать в марте за счет экспорта нефтепродуктов. Но сама ситуация с рыночной точки зрения остается ненормальной. Мы, с одной стороны, сознаем свою социальную ответственность. Потому что наш бизнес связан с розницей, с интересами людей, которые платят за топливо на наших АЗС. Прекрасно понимаем позицию правительства, заставляющего сдерживать цены. Но сколько еще по времени сможем удерживать этот низкий уровень на наших АЗС, мы не знаем. Каждый день собираемся в компании и считаем, что еще можем сократить в своих расходах, как найти другие направления бизнеса, способные компенсировать эти убытки.

Для многих журналистов на "круглом столе" это заявление оказалось настолько неожиданным, что первой реакцией было усомниться в реальности происходящего. Отсюда и вопрос:

- На хабаровских автозаправках разрыв цен достигает 2-3 рубля за литр. Причем топливо НК "Альянс" всегда дороже, чем у мелких сетей. Отчего эта разница, если вы работаете сегодня даже с отрицательной рентабельностью?

- Мы устанавливаем цену, исходя только из своих затрат, - говорит Андрей Румянцев. - При этом производим и реализуем высококачественное топливо, а оно изначально стоит дороже. Здесь потребителям надо четко понимать: ЕВРО-4, которое они у нас покупают, не может в принципе стоить дешевле бензина, который вообще не подходит под стандарт ЕВРО.

Кроме того, мы фактически взяли на себя ту сбытовую сеть, которая была на Дальнем Востоке еще в советское время. И всегда несла определенную социальную функцию. По законам рынка всю малорентабельную и убыточную часть мы должны были сократить. Но этого не сделали. И продолжаем нести затраты по ее содержанию в городах и районах Хабаровского края. Ведь если мы закроем, например, убыточную нефтебазу, в районе тут же вырастет число безработных. И не можем мы закрыть заправку там, где она на отдаленной территории вообще единственная. Лишь в черте города, где есть конкуренты, можем оптимизировать свою сеть и закрывать АЗС.

- И много сегодня у компании таких социальных АЗС?

- Жесткого критерия "социальности" нет. Но можно сказать, что практически вся сеть за пределами Хабаровска и Комсомольска скорее убыточна. Например, в поселках Сита, Березовый Комсомольского района АЗС совершенно нельзя назвать эффективными с точки зрения экономики. Тем не менее, они работают. А если их закрыть, то в населенных пунктах наступит топливный кризис. И кто его сможет разрешить - сказать трудно.

- Вы реально можете начать закрывать свои станции?

- Сегодня рынок толкает цену топлива вверх и подводит ее к пределу покупательной способности автомобилистов.

Наши цены жестко обусловлены затратами и могут этот предел пробить. Это значит, что мы с рынка должны будем уйти. От этого будет плохо и компании, и рынку.

- Почему в США, в Китае топливо стоит дешевле, чем в России, ведь там используют в том числе и нашу нефть?

- Если брать в международном сравнении, - говорит Виктор Лемеха, управляющий ОАО "Хабаровский НПЗ", - то разницу цены на нефтепродукты определяет налоговая политика государств. В США налоговая нагрузка на литр топлива составляет 13 процентов, а в России или, например, в Европе - более 60 процентов. Если очистить цену нефтепродуктов на нашем рынке от налогов, то она окажется одной из самых низких в мире.

- Какой же должна быть, судя по вашим затратам, реальная цена топлива в Хабаровске?

- Если просчитать только основные наши затраты (удорожание нефти, новый акциз, рост тарифов), то за январь-март они выросли на 4,4-4,5 рубля в каждом литре нашего топлива, - утверждает Андрей Румянцев. - То есть цена АИ-92 в марте должна была быть в Хабаровске чуть более 31 рубля за литр. И это нормальная рыночная цена! А та разница, которую вы видите сегодня в ценниках АЗС НК "Альянс", - прямые убытки компании.

- За счет чего, кроме экспорта нефтепродуктов, компания их может покрыть?

- Мы не можем убыток перенести на переработку, потому что хабаровский завод ведет генеральную реконструкцию. Сегодняшний его инвестиционный проект оценивается в сумме более 1 миллиарда долларов. И не можем перенести на добычу. Потому что здесь тоже идут масштабные затраты на ввод месторождений. Вообще принцип компании - все ее звенья должны быть рентабельными. Потому что каждое должно платить зарплату своим работникам, налоги в бюджеты.

- Сейчас у УФАС есть какие-либо претензии к компании?

- На сегодняшний день, - говорит Александр Попов, генеральный директор ОАО "Хабаровскнефтепродукт", - отношения сугубо рабочие. Претензий никаких нет. Вообще было только одно дело против компании, которое уже прошло все судебные этапы, и решением Высшего арбитражного суда в нем поставлена точка. Признано, что "Альянс" не нарушал законодательство в своей ценовой политике. Сейчас УФАС в рабочем режиме занимается постоянным мониторингом наших цен и их обоснованности.

Если резюмировать ценовой блок "круглого стола" НК "Альянс", то, увы, ни к какому определенному выводу он собравшиеся стороны не привел. Компания просто открыто изложила свои позиции. Причем в качестве реального выхода из ситуации не назвала ни ожидающийся прямо завтра рост цен на топливо, ни закрытие части своей сети АЗС. Хотя обе возможности вполне реальны.

Очевидно, что решение будет найдено, но не на "круглом столе" в Хабаровске, а скорее уж в Москве.

Количество качества

Единственно, в чем уверены "альянсовцы", сдерживать свои цены они будут только не за счет качества нефтепродуктов.

- Какие добавки вы сегодня применяете, - спросил на "круглом столе" Леонид Утенков, преподаватель ТОГУ, - для повышения октанового числа своего топлива?

- В прошлом году, - говорит Антон Вагин, начальник производственно-диспетчерского отдела ОАО "Хабаровский НПЗ", - на заводе завершился второй этап реконструкции каталитического риформинга. Теперь мы получаем на выходе с него 97-98 октановых единиц. Поэтому проблема сейчас - не как повысить октан, а как его снизить. То есть на сто процентов всю продукцию мы можем выпускать сегодня на уровне АИ-98. Но на рынке спрос другой, и приходится доводить топливо до тех норм, которые нужны потребителю.

В настоящее время мы, ра­зумеется, используем добавки и присадки, но они в первую очередь предназначены для улучшения эксплуатационных свойств топлива. Например, это уменьшенное нагарообразование, улучшение смазывающих свойств. В АИ-98 мы добавляем кислородосодержащую добавку, чтобы улучшить процесс сгорания, чтобы меньше образовывалось нагара в камере сгорания. Эти рецептуры применяются во всем мире для производства высококачественного топлива.

Вообще общемировая эволюция топлива идет не в сторону роста октанового числа, а в сторону экологической чистоты. Вся серия ЕВРО-2-3-4-5 идет с сокращением до минимума вредных выбросов, серы, ароматических соединений. То есть поворот не в сторону автовладельца, а в пользу всего общества, чтобы наши дети в городах росли здоровыми.

- Насколько безопаснее и экологически чище станет само производство после реконструкции завода? - вопрос от Владимира Кукушкина, начальника станции технического развития.

- Если эксплуатировать старое оборудование, - говорит Виктор Лемеха, - экологические и другие риски, конечно, выше. Поэтому мы строим свои новые установки с использованием самых передовых технологий. В результате, несмотря на то, что по проекту предполагается повышение объемов переработки заводом до 4,5 миллиона тонн, суммарные выбросы вредных веществ будут сокращены на 40 процентов.

То же самое могу сказать и по сточным водам. Город Хабаровск здесь постоянно ужесточает нормы по содержанию нефтепродуктов. Когда я только пришел работать на завод, они были в рамках 15 мг на литр. Сегодня уже 0,7 мг. И мы к этому нормативу стремимся. Сейчас с завода на очистные сооружения водоканала стабильно идет вода с содержанием нефтепродуктов 1,5-2 мг на литр. После ее обработки в Амур сбрасывается вода, уже полностью отвечающая нормативу. А в перспективе мы сами доведем свои сточные воды до 0,7 мг на литр.

- После реконструкции завод заметно увеличит свою нефтепереработку. Означает ли это, что его продукция в большей степени будет ориентирована на новые экспортные рынки, в ту же Японию, например?

- Даже если сегодня встанет вопрос об увеличении экспорта в Японию (а запросы такие уже есть), мы сможем увеличить загрузку завода до его паспортной мощности и выполнить практически любой заказ, - говорит Андрей Румянцев. - И после завершения реконструкции ХНПЗ новых рынков не появится. Просто потому, что они уже есть. Китай готов закупать наши нефтепродукты в больших количествах.Есть спрос в Японии, Корее, Сингапуре. Мы и сейчас ведем поставки на рынок АТР. Вопрос в том, что мы будем экспортировать после реконструкции. Ведь вместо мазута за рубеж пойдет уже дизтопливо международного стандарта по совсем другим ценам. При этом все равно приоритетом для компании останется снабжение нефтепродуктами дальневосточного рынка. Экспортировать будем, как и в настоящее время, только то, что не востребовано у нас в стране.

Также по теме:
События из мира компьютеров, программ и Интернета