Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Танк Е.Дж. Скофилда образца 1940 года (Новая Зеландия)

В 1940 году новозеландские военные инициировали разработку новых проектов бронетехники. Обстановка в регионе усложнялась: риски нападения со стороны Японии ..., В 1940 году новозеландские
В 1940 году новозеландские военные инициировали разработку новых проектов бронетехники. Обстановка в регионе усложнялась: риски нападения со стороны Японии все время росли. В то же время, армия Новой Зеландии не имела развитых вооруженных сил, из-за чего нуждалась в новых вооружениях и технике. Попыткой выйти из сложившейся ситуации стали два проекта создания собственных проектов бронетехники. Результатом одного из них стало появление т.н. танка Скофилда.Одно из предложений, касавшихся развития армии и строительства новых бронемашин, было представлено Департаментом общественных работ. Позже оно привело к строительству трех машин, известных под названием «танки Боба Сэмпла». Так же в начале 1940 года новозеландские военные получили второе предложение. Представитель американской компании General Motors Е.Дж. Скофилд представил свой вариант перспективного танка. Предложенная машина имела ряд специфических черт, но все же смогла заинтересовать потенциального заказчика. Ознакомившись с документацией и макетом танка, военное ведомство одобрило дальнейшие работы. В течение нескольких следующих месяцев планировалось построить и испытать прототип перспективной бронемашины, а затем наладить серийное производство и поставки в войска.
Танк Е.Дж. Скофилда образца 1940 года (Новая Зеландия)
Танк Е. Дж. Скофилда. Фото Archives New Zealand / Archives.govt.nzКонструктор учел весьма ограниченные возможности новозеландской промышленности, что привело к появлению ряда характерных черт. В основе нового танка должно было лежать шасси существующего серийного коммерческого грузовика. Также конструкция различных агрегатов максимально упрощалась, что позволяло производить их в Новой Зеландии. Было предложено использовать комбинированный колесно-гусеничный движитель, в теории способный повысить подвижность техники. Вооружение должно было состоять из нескольких пулеметов Vickers британского производства. Предложенный облик танка, по мнению автора проекта и военных, позволял в сравнительно краткие сроки выполнить все требуемые работы, а также добиться достаточно высоких характеристик.Использование колесно-гусеничной ходовой части стало причиной появления нестандартной конструкции боевой машины. Кроме того, значительное влияние на архитектуру и компоновку танка оказали основные особенности базовых агрегатов. В частности, из-за необходимости сокращения переработок существующих силовой установки и трансмиссии пришлось использовать переднее расположение двигателя.
Танк Е.Дж. Скофилда образца 1940 года (Новая Зеландия)
Схема машины, вид сбоку. Рисунок Pro-tank.ruВ качестве основы для танка Скофилда было выбрано шасси коммерческого грузовика Chevrolet RHD с колесной формулой 4х2. У шасси заимствовалась часть рамы, двигатель, трансмиссия и колеса. Одновременно с этим планировалось дополнять имеющиеся агрегаты некоторыми новыми деталями. Такая доработка существующих систем, прежде всего, была связана с необходимостью применения гусениц. Применение некоторых новых деталей позволило упростить конструкцию трансмиссии, обеспечив возможность движения как на колесах, так и на гусеницах.Был разработан оригинальный броневой корпус, призванный вмещать все необходимые устройства и защищать их от возможного обстрела. Корпус получил наклонные лобовые листы, расположенные под разными углами к вертикали. Позади верхней лобовой детали предусматривалось некое подобие рубки увеличенной высоты со смотровыми приборами и пулеметной установкой. За рубкой, в кормовой части корпуса, помещалась поворотная башня. Борта корпуса были вертикальными. В кормовой части корпуса предусматривался вырез для размещения некоторых агрегатов трансмиссии и ходовой части. Башня получила цилиндрический корпус со скошенной лобовой частью, вмещающей оружейную установку. Крыша башни разделялась на наклонный передний участок и заднюю половину, выполнявшую функции крышки люка.В передней части корпуса помещался карбюраторный двигатель мощностью 85 л.с., заимствованный у базового коммерческого шасси. Двигатель сопрягался с механической трансмиссией, проходившей над днищем корпуса. Передача крутящего момента осуществлялась на ось задних ведущих колес. В составе трансмиссии предусматривались некоторые агрегаты, отвечающие за выполнение поворота при движении на гусеницах.
Танк Е.Дж. Скофилда образца 1940 года (Новая Зеландия)
Вид сверху. Рисунок Pro-tank.ruПредложение об использовании комбинированного движителя привело к разработке необычной ходовой части. Наиболее крупным ее агрегатом являлся гусеничный движитель. На обоих бортах корпуса помещались четыре опорных катка, размещенные на тележках с подвеской Хорстманна. Конструкция этих агрегатов была заимствована у британского бронетранспортера Universal Carrier. В передней части машины помещались направляющие колеса, в корме – ведущие. Снаружи ходовая часть прикрывалась двумя крупными щитками сложной формы. Для усиления ходовая часть оснащалась внешней балкой, соединяющей узлы установки опорных катков и направляющего колеса.Характерной чертой гусеничного движителя конструкции Е.Дж. Скофилда было вынесение агрегатов за пределы борта корпуса. Непосредственно в передней части борта крепилась передняя пара опорных катков. Направляющее колесо, в свою очередь, было размещено на удерживающих балках на некотором расстоянии перед лобовым листом.
Танк Е.Дж. Скофилда образца 1940 года (Новая Зеландия)
Виды на лоб и корму. Рисунок Pro-tank.ruКолесная ходовая часть имела в своем составе два моста. Передние колеса имели систему управления и устанавливались между передними агрегатами гусениц. При смене движителя они опускались на грунт и могли применяться по прямому назначению. От обстрела колеса защищались изогнутым щитком, закрепленным над ними. В качестве основы заднего моста использовались оси ведущих колес гусеничного движителя. На выступающих цапфах предлагалось крепить автомобильные колеса, после чего танк мог выходить на шоссе. Характерной чертой колесной ходовой части было полное отсутствие упругих элементов подвески. Из-за этого даже на хорошей дороге экипаж мог столкнуться со значительной тряской.При переходе на колесный движитель экипаж должен был устанавливать задние колеса, после чего при помощи имеющихся приводов осуществлялось вывешивание машины на колесах. Элементы гусеничной ходовой части, установленные на продольных балках, поднимались над грунтом. Нижняя ветвь гусеницы при помощи цепей подвешивалась к щиткам, благодаря чему поднималась над грунтом на высоту около 10 см. При переходе на гусеничное движение ведущие колеса снимались и помещались в круглых кожухах, помещенных в кормовой части бортов.По имеющимся данным, тренированному экипажу на замену движителя требовалось не более 10 минут. При этом переход с колес на гусеницы осуществлялся немного быстрее – за 7 минут. Для подготовки ходовой части экипажу приходилось покидать пределы бронекорпуса, из-за чего эти процедуры не могли осуществляться в боевой обстановке.
Танк Е.Дж. Скофилда образца 1940 года (Новая Зеландия)
Опытная машина, поставленная на колесный ход. Фото Archives New Zealand / Archives.govt.nzПозади двигателя в корпусе помещалось отделение управления с рабочими местами водителя и одного из стрелков. У правого борта находился пост управления с набором необходимых приборов. Наблюдать за обстановкой водитель должен был при помощи смотрового лючка в лобовом листе. За пределами поля боя имелась возможность значительно улучшить обзор при помощи подъемной крыши. При помощи подвижных механизмов крыша поднималась вверх, образуя крупную щель над бортами. После перевода крыши в верхнее положение водитель мог поднять свое сиденье и наблюдать за дорогой «через борт». Из-за сравнительно малой высоты башни подъем крыши был возможен только при ее развороте. В противном случае крыше мешал пулемет.Вооружение танка Скофилда обр. 1940 г. состояло из двух пулеметов Vickers под патрон .303 British. Один пулемет монтировался в шаровой установке на лобовом листе отделения управления, слева от смотрового люка водителя. Второй пулемет находился в поворотной башне. В боевом отделении и в отделении управления помещались стеллажи для перевозки боекомплекта в виде большого количества патронных лент. Пулемет в лобовом листе корпуса мог применяться для атаки целей в определенном секторе, тогда как башенный обеспечивал круговой обстрел.
Танк Е.Дж. Скофилда образца 1940 года (Новая Зеландия)
Танк Скофилда на испытаниях. Фото Mp.natlib.govt.nzУправлять боевой машиной должен был экипаж из трех человек. В отделении управления, бок о бок, помещались механик-водитель и помощник водителя. Последний также отвечал за использование переднего пулемета. Командир-стрелок размещался в боевом отделении и использовал оружие в башне. Наблюдать за обстановкой следовало при помощи набора смотровых щелей в разных частях корпуса и башни. Доступ на рабочие места обеспечивался люками в крыше корпуса и башни.Длина перспективного пулеметного танка достигала 4,2 м, ширина – 2,7 м, высота – около 2,5-2,7 м. Расчетная боевая масса составляла 6 т. Использование сравнительно мощного 85-сильного двигателя позволяло рассчитывать на неплохую подвижность на пересеченной местности. Кроме того, предполагалось развивать достаточно высокую скорость на шоссе при применении колесного движителя.Е.Дж. Скофилд и его коллеги завершили разработку нового проекта в начале лета 1940 года. Вскоре был построен деревянный демонстрационный макет. Новозеландские военные ознакомились с этим изделием, после чего потребовали построить два опытных образца. Заказ на строительство полноценных прототипов появился 19 августа. Авторы проекта, получив одобрение заказчика, решили заранее озаботиться будущим строительством серийных машин. Для этого компании Chevrolet заказали поставку 48 грузовых шасси модели CKD с немного более высокими характеристиками. В будущем они должны были стать основой для серийных танков.
Танк Е.Дж. Скофилда образца 1940 года (Новая Зеландия)
Демонстрация военным. Фото Nevingtonwarmuseum.comПо ряду причин, к декабрю 1940 года Е.Дж. Скофилду и его коллегам удалось построить только один прототип. От полноценной боевой машины, предлагаемой проектом, он отличался отсутствием бронирования, вместо которого использовали конструкционную сталь со схожими параметрами. Несмотря на эту особенность, опытный танк принял участие в испытаниях, показав свои реальные возможности.Вскоре после начала полигонных проверок испытателям пришлось столкнуться с серьезными проблемами. В первую очередь, была затруднена эксплуатация двигателя. Размещение силовой установки внутри корпуса без крупных вентиляционных решеток приводило к его быстрому перегреву. Кроме того, недостаточной оказалась проходимость на песчаных грунтах. В некоторых обстоятельствах, при движении на гусеницах, машина рисковала остаться без несъемных передних колес. Малая колея управляемых передних колес сокращала подвижность и маневренность. Кроме того, при резком повороте она могла привести к завалу танка на бок. Тем не менее, общие показатели подвижности были неплохими. На гусеницах танк развивал скорость около 25 миль в час (порядка 40 км/ч), на колесах – вдвое больше. Запас хода при использовании колес составлял 350 миль (до 560 км).Из-за проблем с двигателем и исправления прочих недостатков, выявленных в ходе проверок, испытания первой версии танка Скофилда серьезно затянулись. В то же время, в конце 1941 года было решено испытать машину в условиях, приближенных к реальной эксплуатации. Целью следующей проверки был пробег по трассам и пересеченной местности Южного острова Новой Зеландии. Путь к пункту назначения опытный танк преодолел с некоторыми затруднениями. Обратная дорога оказалась более сложной. Кроме того, заметные трудности возникали и в ходе последующих полигонных проверок.
Танк Е.Дж. Скофилда образца 1940 года (Новая Зеландия)
Танк показывает свою подвижность на гусеницах. Фото Nevingtonwarmuseum.comВ итоге комбинированная ходовая часть получила неоднозначную оценку. Возможность перемещения на колесах для увеличения скорости и экономии ресурса гусениц была очевидным плюсом. Тем не менее, силовая установка не справлялась с нагрузкой и нуждалась в доработке, как минимум, системы охлаждения. Комплекс вооружения в существующем виде тоже не в полной мере устроил военных. Два пулемета имели недостаточную огневую мощь для борьбы с некоторыми современными целями, из-за чего танк должен был получить малокалиберную пушку.Военное ведомство Новой Зеландии, не удовлетворившись предложенной боевой машиной, не стало настаивать на прекращении работ. Автор проекта, в свою очередь, предложил продолжить развитие проекта в соответствии с обновленными требованиями. Е.Дж. Скофилд планировал перевооружить танк, а также переделать его основные агрегаты, в результате чего готовая машина должна была полностью устроить заказчика.Армия согласилась с таким предложением. В начале 1942 года конструктор получил официальный заказ на создание новой модификации своего танка. Результатом дальнейших конструкторских работ стало появление совершенно нового проекта, сохранившего лишь некоторые черты исходной разработки. Новый вариант танка Скофилда вышел на испытания в конце 1942 года, и в дальнейшем неплохо показал себя как на отечественных, так и на зарубежных испытаниях.
Танк Е.Дж. Скофилда образца 1940 года (Новая Зеландия)
Движение по пересеченной местности, вид на корму бронемашины. Фото Aviarmor.netСудьба единственного построенного танка Скофилда обр. 1940 г. неизвестна. По-видимому, после завершения испытаний машина была отправлена на хранение, но в дальнейшем была разукомплектована и утилизирована за ненадобностью. Несмотря на историческую ценность, подобный образец не стали сохранять. К этому времени отмена строительства серийных танков первой модели привела к интересным последствиям. В середине 1941 года Новая Зеландия получила 48 заказанных грузовиков американского производства. Они не стали основой для танков, но нашли применение в исходном качестве.В начале сороковых годов новозеландские военные и конструкторы не имели никакого опыта в создании и эксплуатации бронетехники. Как следствие, подобный опыт приходилось получать здесь и сейчас. Кроме того, имеющиеся производственные мощности оставляли желать лучшего. Из-за этого первые разработки в важной области не отличались совершенством, а также не получили широкого распространения. Так, «танк Боба Сэмпла» был построен лишь в трех экземплярах, а первый проект Е.Дж. Скофилда привел к строительству только одного прототипа.По материалам сайтовhttp://armor.kiev.ua/http://militaryfactory.com/http://aviarmor.net/http://pro-tank.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.