Найди десять отличий: российский Су-27 и китайский J-11

Найди десять отличий: российский Су-27 и китайский J-11Позаимствовали! Удачные образцы отечественного оружия расползаются по всему миру, не всегда сохраняя признаки оригинального происхождения. Меняются аббревиатуры, появляются модификации, страны гордятся (почти) своими разработками. Мы решили рассказать о самых заметных случаях «реверс-инжиниринга» и, естественно, обратили внимание на Китай.
Современный военно-промышленный комплекс Китая пользуется вполне заслуженной славой мирового лидера в области «реверс-инжиниринга». Основы этих навыков закладывались во время расцвета советско-китайской дружбы, продлившейся до первой половины 60-х годов. Основу истребительной авиации китайских ВВС вплоть до начала 90-х составляли советские самолеты семейств: — J-5 (МиГ-17, быстро освоенный в середине 50-х); — J-6 (МиГ-19, к которому китайцы, надо отдать им должное, самостоятельно создали учебно-тренировочную версию, отсутствовавшую у оригинала); — J-7 (МиГ-21, освоение производства которого затянулось на десятилетия и несомненно достойно отдельного рассказа). Найди десять отличий: российский Су-27 и китайский J-11Истребители МиГ-17 и J-5. Фото: militaryphotos.net
Разумеется, для великой державы, которой справедливо считает себя Китай, тот факт, что наиболее современным самолетом в ВВС являлся модернизированный МиГ-21 был нестерпим. Фактически можно было говорить об отставании от СССР более чем на 20 лет. Собственные разработки, такие как J-8, внедрялись с большим трудом и оставляли желать лучшего — с натяжкой J-8 можно считать аналогом МиГ-23. Тут как раз подоспела «перестройка» в СССР, события на площади Тяньаньмэнь и последовавшее за ними начало восстановления отношений с Советским Союзом, на этот раз сугубо на коммерческой основе. Авиатехника, наряду с комплексами ПВО, Китай интересовала в первую очередь. Тем временем в СССР в 1990 году Су-27 был разрешен для экспорта. В марте 1991 года он и МиГ-29 были публично показаны на «смотринах». После внимательного изучения китайская сторона выбрала «Сухой» и контракт на поставку пробной партии. Первые 26 машин (20 одноместных Су-27СК и 6 «спарок» Су-27УБК) прибыли в Китай уже из независимой Российской Федерации в 1992 году. В 1996 году за ними последовали еще 24 самолета (16 Су-27СК и 8 Су-27УБК). Самый большой налет имели учебно-боевыеСу-27УБК и, дабы не лишиться их из-за исчерпания ресурса, в 1999 году была закуплена дополнительная партия из 28 «спарок». Таким образом, в Китай в общей сложности было поставлено 78 Су-27 российской сборки (в зависимости от источника эти цифры колеблются плюс-минус 4 единицы). Новые самолеты привели китайцев, пересевших на них с МиГ-19 и Миг-21, в предсказуемый восторг. Однако Китай не планировал попадать в зависимое от России положение — с самого начала был взят курс на организацию производства на месте. Как надеялась на тот момент Россия, — на лицензионной основе… Не стоит считать, что эта идея вызывала восторг в нашей стране — все понимали риски передачи техдокументации, и никто не хотел лишать себя прибыли. Очевидно, что продавать готовые самолеты выгоднее, чем поставлять машинокомплекты с постоянно снижающейся долей в итоговом изделии. В первой половине 90-х, по понятным причинам, российская оборонка была на грани выживания, и ей можно было диктовать любые условия. Конфликт возник и вокруг способа оплаты — за первую партию, поставленную в 1992 году, китайцы частично заплатили бартером: продуктами питания и продукцией легкой промышленности. Согласиться на оплату всей суммы в долларах они были готовы только при условии организации в перспективе производства на месте. Найди десять отличий: российский Су-27 и китайский J-11Истребитель Су-30МКК. Фото: michaeldec/russianplanes.net
Впрочем, стоит отдать сотрудничеству с Китаем должное — оно определенно сыграло свою роль в том, что «Сухие» — в частности завод в Комсомольске-на-Амуре — пережили трудные годы относительно безболезненно и вышли из них лидерами отечественного авиастроения. После нескольких лет переговоров в 1996 году стороны заключили контракт объемом $2,5 млрд. на поставку в Китай 105 комплектов для сборки самолетов, передачу документации и помощь в освоении производства. Предусмотрели и опцион на поставку еще 95 комплектов. Освоение сборки из машинокомплектов заняло еще несколько лет. Стороны предъявляли взаимные претензии: Китай к качеству комплектующих, Россия — к неумению их нормально собрать. Полноценный выпуск J-11 начался в 1999—2000 годах. Первые образцы практически полностью собирались из российских компонентов, но на поздних сериях доля китайских деталей в планере, т.е. без учета двигателей и бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), возросла до 70%. Получившиеся самолеты фактически представляли собой копии еще советских Су-27 и не обладали возможностью применять управляемое оружие «воздух-земля». В первую очередь Китаю требовался истребитель, и на начальном этапе этот вариант всех устраивал. Но нужда в современных ударных машинах у Поднебесной сохранялась. Собственные Q-5 и JH-7 оставляли желать лучшего, и китайцы решили расширить ассортимент закупаемых «Сухих». Специально для китайского контракта в Комсомольске-на-Амуре создали многофункциональный истребитель Су-30МКК. В 1999 году был подписан контракт на 38 самолетов. Их передали в самом начале 2000-х. В следующие годы закупку повторили, таким образом в Китае оказалось 76 самолетов Су-30МКК. Однако аппетиты Поднебесной это не удовлетворило. И в 2003—2004 годах для нужд ВМС НОАК купили еще 24 Су-30МК2 — усовершенствованных Су-30МКК с еще более расширенными возможностями нанесения ударов по наземным целям. Найди десять отличий: российский Су-27 и китайский J-11Штурмовик Q-5. Фото: Faisal Akram
К несомненно положительным факторам стоит отнести то, что в этот раз все самолеты производились в России.
Су-30МК2 был еще более продвинутой в части БРЭО модификацией и в дальнейшем достиг большого экспортного успеха — поставлялся в Венесуэлу, Вьетнам, Индонезию, Уганду. С 2010 года эта модификация в ограниченных количествах и с несколько измененным БРЭО закупается и ВВС России под индексом Су-30М2, для замены учебно-боевыхСу-27УБ. Однако контракт на поставку Су-30МК2 был последним из череды поставок самолетов семейства Су-27 в Китай. После 2004 года началась уже история «самостоятельных разработок» Китая. Александр Ермаков Найди десять отличий: «самостоятельные» авиаразработки Поднебесной
Khabara.Ru
Читайте также ✆ нас в Telegram


Оставить комментарий
Имя:  

Комментарий:

Примечание: При комментировании материала просим соблюдать законы Российской Федерации. Пожалуйста, воздержитесь от оскорблений и токсичного поведения.

Сводка событий

21:08 В Одессе состоялся Марш равенства: есть задержанные


21:08 В МИД подтвердили гибель украинцев в ДТП в Польше


21:08 В Киеве мужчина "накололся" на забор при попытке перелезть через него


21:08 Бывший генсек ООН Кофи Аннан скончался


21:08 Бывшего советника Трампа хотят осудить на полгода


21:08 Более 4 тысяч гуманитарных работников стали жертвами в зонах конфликта за 20 лет


21:08 Бизнес Германии выступил за отмену санкций против России


14:08 В Солнечном районе сотрудники полиции по горячим следам задержали подозреваемого в краже велосипеда


14:08 Спасатели вынесли более 100 человек из затопленных маршруток и авто во Львове


14:08 Из-за подготовки к празднованию Дня Независимости в Киеве ограничат движение


13:08 В Канаде разбился самолет: есть жертвы


10:08 Команда подразделений УМВД России по Хабаровскому краю заняла первое место в чемпионате по мини-футболу


08:08 В Советской Гавани направлено в суд уголовное дело по факту кражи денежных средств с банковской карты


Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.