"Плита Гроба Господня — новодел": о реконструкции главного храма христианства

Новость о снятии мраморной плиты с Гроба Господня в Иерусалиме оказалась сейчас в центре внимания даже атеистической публики: речь идёт об исторической реликвии, связанной с жизнью основателя крупнейшей религии на планете. Важные подробности о ней и в целом о реконструкции главного храма христианства Лайфу рассказал вице-президент фонда Святителя Василия Великого Михаил Якушев, работавший в Палестине сначала как дипломат, а затем как сотрудник фонда, осуществлявшего принесение в Россию благодатного огня. Екатерина Коростиченко (Лайф): Михаил Ильич, к какому веку относится реконструируемая сейчас плита с Гроба Господня? Михаил Якушев: Надо понимать, что та мраморная плита, к которой прикладываются паломники и которую сейчас повезли на реконструкцию в Афинский национальный археологический институт, никак не соотносится с той, на которую когда-то было положено тело распятого римлянами Спасителя. Это рукотворное творение относительно недавнего времени, так сказать новодел. Что, впрочем, не отменяет её святости: ведь под ней находится то скальное ложе, где лежало тело Христа. "Плита Гроба Господня — новодел": о реконструкции главного храма христианстваФото: © wikipedia.org" itemprop="image" typeof="foaf:Image"/> Однако уже в 1555 году во время перестройки францисканцами Кувуклии (крипты или часовни) в храме Гроба Господня на месте погребения тела Иисуса Христа там была положена новая плита. Есть предание, вроде бы даже подтверждённое, что предыдущую — оригинальную — плиту забрал на Русь легендарный новгородский богатырь Василий Буслаев. В 1808 году в храме Гроба Господня произошёл страшный пожар, когда рухнули даже купол и колонны церкви, всё сгорело дотла, даже камень плавился. После восстановления вся Кувуклия — и внешняя часть, и внутренняя — претерпела капитальные изменения. Новая плита была сделала из того же красивого белого мрамора, которым облицована вся внутренняя поверхность Кувуклии. Во-вторых, поясню, что речь идёт не просто о реставрации плиты, речь идёт о капитальном ремонте Кувуклии. И то, что сейчас это произошло, для нас, православных людей, для всех христиан — большая радость, потому что эта Кувуклия нуждалась давно в капитальном ремонте. Храм Гроба Господня давно требовал ремонта после многократных повреждений, после упомянутого пожара 1808 года, мощных землетрясений 1837 и 1927 годов (после последнего из них по плите пошли трещины), бомбардировок (в 1967 году во время Шестидневной войны израильский снаряд угодил в купол, тоже был пожар и пострадала внутренняя часть Кувуклии). Влажность и копоть, постоянная задымлённость от тысяч горящих свечей привели к тому, что состояние Кувуклии требовало незамедлительных усилий по незамедлительной реставрации. "Плита Гроба Господня — новодел": о реконструкции главного храма христианстваФото: © AFP/EAST NEWS" itemprop="image" typeof="foaf:Image"/> — Почему эта реставрация не начиналась ранее и кто в ней участвует? — То, что это не могло произойти, свидетельствует о тех противоречиях между существующими там управляющими христианскими конфессиями в лице православного Иерусалимского патриархата, католического Ордена францисканцев и дохалкидонской Армянской апостольской церкви в лице её Армянского патриархата в Иерусалиме. Уже в прошлом году на встрече с Иерусалимским патриархом Феофилом III накануне Пасхи он объявил о начале этого проекта по реставрации, выразив большую обеспокоенность тем, что израильские власти требуют, чтобы на период капитального ремонта, который рассчитан на 8—9 месяцев, не допускать верующих к Кувуклии, к той плите, которая сейчас тоже подвергается капитальному ремонту. Он призвал все христианские — и православные, и неправославные — общины поднять свой голос, чтобы повлиять на решение израильских властей. В итоге удалось добиться снятия требований израильтян о недопущении верующих на поклонение в Кувуклию. Основную работу по капитальному ремонту восстановления Кувуклии выполняет греческая сторона в лице Афинского национального археологического института. Но, чтобы не отдавать на все 100 процентов ремонт "на откуп" грекам, как это было в 1808 году, были подключены ещё и Орден францисканцев и Армянский патриархат. Каждая конфессия выделит по 3 млн долларов на реставрацию. Возможно, сумма потребуется чуть больше, но в районе 10 млн долларов определены эти работы по реставрации. По договорённости, до Пасхи будущего года все реставрационные работы будут закончены. Лайф: Участвует ли в реставрационных работах Русская православная церковь? — Когда был объявлен негласный сбор средств на требуемые 3 млн долларов со стороны православных в лице Иерусалимского патриархата, много денег внесли и русские паломники. Напомню ещё, что в 2012 году, когда возник вопрос об оплате услуг за коммунальные счета, израильские компании предъявили Иерусалимскому патриархату счёт на девять миллионов шекелей (около 2,4 млн долларов) как обладателю "контрольного пакета" в храме. Патриарх обратился тогда с призывами ко многим лидерам православных государств, и откликнулся только Владимир Путин, после чего израильские компании списали долги. Российская сторона участвовала в заботе о Гробе Господнем всегда: собирала деньги на ремонт храма в 1808 году и кровь проливала за права православного населения в Крымскую войну 1853—1855 годов, которая так и называлась — "война за святые места Палестины". — Вы упомянули русские предания о Гробе Господнем. Могли бы рассказать о них подробнее, в реальном историческом контексте? "Плита Гроба Господня — новодел": о реконструкции главного храма христианстваМиниатюра "Василий Буслаев". Автор Сергей Захаров. Фото: © РИА Новости" itemprop="image" typeof="foaf:Image"/> — Связаны предания, прежде всего, с посещением Иерусалима в XII веке русским паломником игуменом Даниилом. Он подробно описал своё путешествие в Иерусалим (оно сохранилось в древних русских летописях), крестный ход вокруг Кувуклии. Она была тогда совсем другой формы, и тогда туда не заходил православный епископ получать благодатный огонь — огонь сам спадал на свечи и чаши с маслом. Когда огонь спускался, они получали пламя и забирали его. Игумен Даниил тоже забрал частичку святого благодатного огня и унёс её на Русь. Есть и былинное сказание, заинтересовавшее многих учёных, что богатырь и путешественник Василий Буслаев из Великого Новгорода, живший предположительно в XIV или XV веке, совершил паломничество к Гробу Господню и забрал с собой на Русь камень, то есть плиту, которая накрывала ложе Господне. Якобы даже эта плита была где-то в России позже обнаружена. Существуют даже документальные исследования на эту тему.
Khabara.Ru
Читайте также ✆ нас в Telegram


Оставить комментарий
Имя:  

Комментарий:

Примечание: При комментировании материала просим соблюдать законы Российской Федерации. Пожалуйста, воздержитесь от оскорблений и токсичного поведения.

Сводка событий

07:08 Под Киевом в лагере дети массово заболели острой кишечной инфекцией


07:08 На пляже в России пара занялась сексом среди белого дня


07:08 На День Независимости в Киеве над Крещатиком пролетит военная авиация


07:08 Меркель рассказала, чего ожидает от встречи с Путиным


07:08 Мадонна обнародовала видео секретного выступления


07:08 Луценко подписал выговор Холодницкому


07:08 Еще двух подозреваемых в нападении на Гандзюк задержали


07:08 Диетологи сообщили о негативном влиянии чая на организм


07:08 Во Львове мощный ливень затопил улицы: уровень воды достигает метра


07:08 В Чернобыльской зоне обнаружили несколько видов редких летучих мышей


07:08 В НБУ объяснили обвал гривны


07:08 В Киеве на выходных перекроют съезды Шулявского путепровода


07:08 В Запорожской области водитель грузовика переехал голову мопедисту


Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.