Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Найди десять отличий: «самостоятельные» авиаразработки Поднебесной

«Реверс-инжениринг», или попросту заимствование технологий, — область, в которой Китай не знает равных. Удачно скопировав основной самолет российского ..., «Реверс-инжениринг», или
Найди десять отличий: «самостоятельные» авиаразработки Поднебесной
«Реверс-инжениринг», или попросту заимствование технологий, — область, в которой Китай не знает равных. Удачно скопировав основной самолет российского семейства Су-27, КНР начала разрабатывать модификации. Мы разобрались, насколько «оригинальными» они получились, и что они нам напоминают.
В прошлый раз мы кратко рассмотрели историю поставок в Китай самолетов Су-27. Это был не только зарубежный дебют машин, но и один из крупнейших контрактов на поставку авиатехники на тот период. Однако всему приходит конец. К 2004 году в Китае появилась уверенность в способности самостоятельно производить свой аналог — J-11.
Китайцев явно раздражали несколько «бастионов», которые удалось отстоять нашим производителям вооружения в середине 90-х: в КНР не организовали производство двигателей АЛ-31Ф, и самолеты были совместимы только с российскими ракетами.
И то, и другое ставило китайцев в зависимость от российского экспорта. Не желая в дальнейшем мириться с таким положением и уверившись в том, что сумели «выдоить» все возможные знания, они в 2004 году практически разорвали сотрудничество в области дальнейшего развития Су-27/J-11.
Найди десять отличий: «самостоятельные» авиаразработки Поднебесной
Самолеты Су-27 и J-11B Предложенный российской стороной в 2003 году проект модернизированного истребителя Су-27СМК был отвергнут, как и опцион на еще 95 комплектов для сборки. В Китае самостоятельно провели программу модернизации по стандарту J-11A, вероятно, заключавшуюся в замене части электроники на местную и в интеграции системы спутниковой навигации.
Еще в 2002 году совершил первый полет J-11B — «самостоятельная разработка», как «на голубом глазу» утверждают китайцы.
Однако отличить «самостоятельную разработку» от Су-27 и с первого, и со второго взгляда непросто. Наиболее существенным отличием J-11B является двигатель WS-10A, одновременно гордость и боль китайского двигателестроения. Визуально самолеты с WS-10A можно отличить по большему диаметру сопла. Китайцам удалось более-менее самостоятельно (утверждения, что WS-10A является копией АЛ-31Ф ошибочны) создать двигатель с тягой немного большей, чем у российского. Однако ценой этому стали тяжелейшие проблемы с надежностью.
Ресурс первых партий составлял, по некоторым данным, всего 3040 часов — показатель, делающий строевую эксплуатацию просто невозможной.
Проблема, вероятно, была вызвана низким качеством материалов. Это обстоятельство вынудило китайцев выпускать первые серии с двигателем АЛ-31Ф. И тут сыграла роль «мстительность» натуры северного соседа, ссориться с которым, похоже, было немного рано. Россия продолжала поставки АЛ-31Ф для замены двигателей на «оригинальных» J-11 и для легких истребителей J-10 (еще одна «условно самостоятельная» разработка, на основе израильского истребителя «Лави» и оснащенная одним АЛ-31Ф), но длительное время отказывалась продавать их в количестве, достаточном для оснащения J-11B, запущенных в серийное производство в 2007 году. Результатом стали безрадостные фотографии стоящих аккуратными рядами и без двигателей новинок китайского авиапрома.
Похоже, для оснащения J-11B КНР стала использовать схему «каннибализации», или закупок двигателей якобы для других целей.
Поняв, что помешать китайцам не удается, а также не желая терять большой рынок сбыта, Россия возобновила полномасштабные поставки. По ряду сообщений, к нынешнему моменту удалось довести межремонтный ресурс WS-10A до более чем 300 часов, что находится на уровне, достигнутом АЛ-31Ф в середине 80-х годов. Это уже достаточно для эксплуатации, и J-11B сейчас оснащаются двигателями местного производства.
Кроме двигателей, видимым отличием J-11B является наличие вооружения китайского производства — в первую очередь ракет «воздух-воздух»PL-8 (копией израильского «Питона-3») и PL-12 (собственной разработки, созданной явно под влиянием AIM-120 AMRAAM).
Остальные отличия не столь заметны: в планере несколько большая доля композитных материалов и своя электронная начинка — естественно, лучше советского оборудования образца 80-х годов. В целом, J-11B находится на уровне российских модернизированных истребителей Су-27СМ. К заявлениям китайцев о том, что он соответствует Су-35С, конечно, нельзя относиться без юмора.
Найди десять отличий: «самостоятельные» авиаразработки Поднебесной
Китайские ВВС: Су-30МКК и J-16 Скопировав основную машину семейства, КНР не стала останавливаться на достигнутом.
В 2007 году состоялся первый полет учебно-боевой модификации J-11BS, замены для Су-27УБК.
В 2010-м он пошел в серию. Эта машина оснащалась уже только двигателями китайского производства. На ее основе создали ударную модификацию J-16, — аналог Су-30МКК/МК2 — совершившую первый полет в 2011 году. В данный момент самолет, видимо, находится на стадии войсковых испытаний. Несмотря на наверняка имевшее место заимствование технологий, «клоном» Су-30 он не является, что видно по ряду элементов планера, — в частности, по вертикальному оперению, схожему с «обычными» Су-27, а не с «комсомольскими» Су-30. Отдельная тема — авианосные амбиции Китая. Не получив желаемой поддержки России, китайцам пришлось довольствоваться остатками советского наследия, доставшимися Украине. Широко известно, что 1998 году через подставную частную фирму был куплен недостроенный близнец «Адмирала Кузнецова» — «Варяг». В первой половине 2000-х, за неимением ничего лучшего, там же был приобретен один из прототипов Су-33 — борт Т-10К-3. Приобретение было довольно удачным, Т-10К-3 был уже практически предсерийной машиной.
Результатом «скрещивания» его с J-11B стала очередная «сугубо китайская» разработка — палубный истребитель J-15.
Первый полет он совершил в 2009 году, а в ноябре 2012-го китайский летчик впервые посадил истребитель на палубу авианосца «Ляонин» — «Варяга», переименованного в честь одной из китайских провинций. Интересный момент: несмотря на разработку специальной «морской» модификации своего двигателя — WS-10H, прототипы для морских испытаний летали на российских АЛ-31Ф. Патриотизм патриотизмом, но надежность превыше всего! Ведется разработка и палубной учебно-боевой модификации J-15S, на основе J-11BS/16. Если бы цепкие руки китайских инженеров дотянулись до единственного прототипа Су-27КУБ/33УБ, мы бы, вероятно, увидели копию и этой, без преувеличения уникальной, машины — сплава палубного истребителя Су-33 с компоновочными решениями ударного Су-34. Но в данном случае восточному соседу приходится справляться своими силами, если такое вообще можно сказать в отношении семейства J-11.
Найди десять отличий: «самостоятельные» авиаразработки Поднебесной
Самолет Су-35С. Фото: Сергей Копцев/russianplanes.net
Таким образом, в Китае за последние десять лет были созданы «клоны» всех наиболее знаковых машин семейства Су-27.
В связи с этим обоснованное беспокойство вызывают ведущиеся переговоры о продаже КНР Су-35С. Китайцы, скорее всего, не планируют создавать его полную копию, а ограничатся рядом интересных им технологий — в первую очередь в области двигателестроения. Это косвенно подтверждают и упорные торги по поводу объемов поставок — Китай старается закупить небольшую партию, а Россия стремится продать крупную, чтобы компенсировать возможные интеллектуальные потери.
Однако наряду с очевидными минусами не стоит забывать и о плюсах сотрудничества, — в свое время огромные заказы Китая без преувеличения спасли КнААПО, а Су-30МК2 впоследствии стал популярной экспортной машиной.
Для Су-35С крупный экспортный заказ был бы очень полезен — до сих пор этот самолет не пользуется успехом у зарубежных стран, «консервативно» предпочитающих Су-30. Увеличение масштабов производства позволило бы снизить себестоимость этой модели и, как следствие, цену для ВВС России. Александр Ермаков

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.