Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Выжить в дороге: подвиг военных автомобилистов

29 мая в России отмечают День Автомобильных войск. Страна чествует военных автомобилистов, солдат, для которых машина — не просто средство передвижения. ..., 29 мая в России отмечают
Выжить в дороге: подвиг военных автомобилистов

29 мая в России отмечают День Автомобильных войск. Страна чествует военных автомобилистов, солдат, для которых машина — не просто средство передвижения. Военные годы помнят немало подвигов водителей. Особого внимания заслуживают солдаты, доставлявшие груз в осажденный Ленинград по Дороге жизни.
Единственной транспортной магистралью, связывающей блокадный город с «Большой землей», была военная трасса №101. Она, проходящая через Ладожское озеро, миллионам людей известна как Дорога жизни. В тяжелейших условиях, рискуя жизнью, водители совершали по несколько челночных выездов в день, доставляя в осажденный город продовольствие, топливо и боеприпасы. На привокзальной площади станции Подборовье Ленинградской области — здесь начиналась когда-то легендарная Дорога — установлен памятник знаменитой «Трехтонке». Именно автомобиль ЗИС-5 увековечил подвиг водителей Дороги жизни.
Выжить в дороге: подвиг военных автомобилистов
Работу на Ладоге всегда сопровождал огромный риск, и для сотен людей Дорога жизни стала смертельной.
Гидрографы, проводившие расчеты грузоподъемности льда, да и сами водители зачастую руководствовались принципом: если нельзя, но очень нужно, то можно.
Дополнительную опасность представляли ночные рейсы, когда колонны шли со светомаскировкой, ориентируясь по расставленным вешкам, фонарям регулировщиц и встречным конным обозам. Доставить в Ленинград полный объем груза не удавалось и из-за постоянных вражеских бомбежек. За сутки водитель должен был совершить два рейса подряд, но большинство бойцов этой нормой не ограничивались. Изможденные и уставшие солдаты, чтобы не уснуть в дороге, подвешивали к стенке кабины котелок, который гремел и бил по голове. Машины двигались с прицепами-волокушами, которые позволяли за один рейс перевезти больше груза.
За каждые сто тонн, провезенных через Ладогу, водитель рисовал на капоте машины звездочку, как летчики за сбитый самолет.
В историю блокады Ленинграда вписаны сотни имен и подвигов водителей-красноармейцев. Одним из героев был Максим Твердохлеб. В канун празднования Нового, 1942, года он вез через Ладогу необычный груз. Это были фанерные ящики с надписями «Детям героического Ленинграда!», в которых были мандарины для маленьких блокадников. На половине пути машину Твердохлеба атаковали два немецких «мессершмита», изрешетив кабину и ранив в руку водителя. С пробитым лобовым стеклом и дымящим радиатором, не видя дороги, раненый Максим Твердохлеб все же доставил подарки ленинградским детям. На его машине насчитали 49 пробоин. Это лишь одно из сотен имен, которые хранит в памяти блокадный Ленинград! Своим тяжелым трудом, самоотверженными подвигами водители Дороги жизни помогли осажденному городу выстоять.

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.