Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Зачем Индии «мифический» российский авианосец

Способна ли сейчас Россия предложить Индии полноценный проект авианосца, или громкие заявления о проекте «Шторм» носят скорее рекламный характер? ..., Способна ли сейчас Россия предложить
Зачем Индии «мифический» российский авианосец

Способна ли сейчас Россия предложить Индии полноценный проект авианосца, или громкие заявления о проекте «Шторм» носят скорее рекламный характер? Специально для «Защищать Россию» с перспективными авианосцами разобрался военный обозреватель Lenta.ru Илья Крамник.
1 марта 2016 года в «Известиях» появилась статья под заголовком «Индия выбирает русский „Шторм“», за авторством Дмитрия Литовкина. Со ссылкой на неназванные источники, материал сообщал, что Индия планирует выбрать в качестве прототипа для строительства собственного авианосца российский проект 23000Э «Шторм». Как сообщает издание, российское предложение лидирует в соревновании, в котором участвуют также проекты из Франции и США. Реальность, однако, рискует оказаться несколько сложнее. Сообщения о проектировании в Индии третьего по счету (после полученной из РФ в 2013 году «Викрамадитьи» и достраивающегося сейчас в Индии «Викранта») современного авианосца появились шесть лет назад.
В 2010 году, анонсируя будущий корабль, начальник штаба ВМС Индии адмирал Нирмал Кумар Верма объявил о том, что он «будет большим авианосцем, способным принимать истребители, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, [тактические летающие] танкеры и т.д.».
Зачем Индии «мифический» российский авианосец
«Викрамадитья». Фото: Олег Кулешов В 2015 году Индия разослала четырем потенциальным подрядчикам запрос об условиях постройки авианосца, при этом в число конкурсантов, помимо упомянутых «Известиями» России, Франции и США, вошла Великобритания. Итоги соревнования пока неизвестны, да и официальный тендер на участие в проектировании и постройке корабля еще не объявлен. Известно лишь, что ВМС страны намерены получить авианосец водоизмещением 65 тысяч тонн, длиной 300 метров и шириной 70 метров, оснащенный атомной энергетической установкой.
Такой набор требований делает наиболее вероятным выбор между Россией и Францией.
Великобритания не располагает технологиями ядерных энергетических установок, а США не готовы к передаче Индии достаточного объема критических технологий, что делает их предложение менее привлекательным, учитывая индийское стремление к освоению производства критически важного оборудования на своих мощностях. Определяя возможный будущий облик индийского авианосца, можно разделить проект на несколько условных «блоков»: корпус, энергетическая установка, комплекс авиационно-технических средств корабля (АТСК), собственно авиагруппа, радиоэлектронное оборудование, вооружение.
Можно практически со стопроцентной уверенностью предсказать, что ни один из потенциальных подрядчиков не станет «монополистом» по проекту. Вопрос — в глубине возможного «симбиоза».
Синтетические решения уже использовались Индией на предыдущих кораблях. Так, построенный в России «Викрамадитья» по проекту в 2017 году должен быть оснащен израильскими ЗРК «Барак 8». Пока ЗРК не готов, и ПВО корабля ограничивается зенитными автоматами АК-630, а также снятым со списанного фрегата «Годавари» комплексом «Барак 1». В следующем корабле, «Викрант», который должен до конца этого десятилетия войти в строй, совмещение более глубокое. Построенный по итальянским чертежам корпус с американской энергетикой совмещается с российским АТСК, самолетами и вертолетами, итальянским и израильским радиоэлектроным вооружением, системами ПВО от производителей из всех трех стран.
Зачем Индии «мифический» российский авианосец
«Викрант», лето 2015 года. Фото: Википедия В проекте «Вишала» итальянцы задействованы, скорее всего, не будут — просто в силу отсутствия опыта разработки и постройки корабля нужных размеров. Но оставшиеся вероятные варианты поражают разнообразием.
Логичное требование атомной энергетической установки (на крупных кораблях и при длительной эксплуатации она выгоднее газо- или паротурбинных) делает Россию фаворитом — у нас есть опыт создания соответствующих ЭУ и нет препятствий к тому, чтобы поделиться технологической информацией с Индией.
Однако не факт, что российская энергетика будет означать заказ у России разработки корабля в целом: совмещение отечественной ГЭУ и корпуса французской разработки выглядит вполне вероятным. Весьма интересен вопрос о выборе АТСК — он прямо зависит от выбора самолетов. Известно, что Индия хочет, чтобы авиапарк нового корабля был унифицирован с уже имеющимися на вооружении ВВС и ВМС самолетами и вертолетами, что опять же делает фаворитами российские и французские машины. Но здесь в случае выбора «совмещенного» решения возникает техническая проблема: адаптация либо российских машин под французский комплекс АТСК, либо наоборот. Учитывая это, наиболее вероятно, что разработкой АТСК и поставкой самолетов для будущего индийского авианосца займется одна и та же страна.
Здесь свои плюсы есть у обоих вариантов: выбор Франции означает возможность ввода в состав авиакрыла американских самолетов ДРЛО «Хокай», выбор России — перспективу получения в следующем десятилетии палубного тяжелого истребителя пятого поколения, создаваемого в рамках программы ПАК-КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации). Впрочем, не исключено, что Дели пойдет на совмещение именно с целью получить и то и другое.
Зачем Индии «мифический» российский авианосец
Проект 23000Э «Шторм». Фото: Artem Tkachenko Если же говорить о проекте корабля как таковом, то утверждать, что «Шторм» станет прототипом нового индийского авианосца вряд ли возможно. На сегодняшний день этот проект является инициативной разработкой Крыловского центра, не продвинувшейся дальше эскиза, — кстати, эта исследовательская организация никогда и не занималась разработкой проектов до стадии реализации. Основным разработчиком авианесущих кораблей и комплекса АТСК в России традиционно является Невское проектно-конструкторское бюро, уже сотрудничавшее с Индией в ходе создания «Викрамадитьи» и «Викранта», но насколько можно судить, «Шторм» имеет весьма отдаленное отношение к работам этой фирмы.
Таким образом, ни страна, которая станет основным партнером, ни тем более конкретные фирмы-подрядчики по созданию третьего индийского авианосца пока не определены.

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.