Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Тех, кто выиграет, - явное большинство

Тех, кто выиграет, - явное большинство С 1 ноября планируется замена единого проездного билета на ежемесячное денежное ..., Тех, кто выиграет, - явное большинство С 1 ноября планируется
Тех, кто выиграет, - явное большинство
С 1 ноября планируется замена единого проездного билета на ежемесячное денежное пособие. О причинах принятия такого решения, изменениях, которые оно принесет для городских и сельских льготников, рассказывает зампред Правительства края по вопросам социального развития Владимир Чаюк.
Отложенное решение
Замена единого социального проездного билета денежной выплатой сейчас вызывает много споров и обсуждений, но эта мера назрела давно, и мы, объективно говоря, даже несколько затянули с ее принятием. Изначально замена проездного денежной выплатой планировалась нами на 2014 год, однако помешало крупномасштабное наводнение — все силы в прошлом году пришлось бросить на устранение его последствий, на помощь пострадавшим. Это было неподходящее время для реформ. Потом планировалось ввести новую схему с 1 июля нынешнего года, но после обсуждения вопроса с ветеранскими организациями мы пошли на то, чтобы отложить вопрос до окончания дачного сезона, до 1 ноября. А с 1 ноября мы однозначно уйдем от системы единых проездных, несмотря на недовольство части наших льготников, потому что мы точно знаем: тех, кто за новую схему, значительно больше.
Устаревшая схема
Нынешняя схема мер социальной поддержки по бесплатному проезду на транспорте сформировалась в 90-е годы, когда абсолютное большинство наших пенсионеров, других льготников получали пенсию ниже прожиточного минимума. Наш край в те времена, как и другие регионы России, был вынужден взять на себя серьезную нагрузку по полной компенсации льготного проезда, учитывая бедность наших пенсионеров. С тех пор ситуация сильно изменилась. Уровень жизни значительно вырос — в настоящее время количество пожилых граждан, получающих пенсию ниже прожиточного минимума, составляет всего 4,9 %. При этом всем неработающим пенсионерам за счет краевого бюджета выплачивается региональная доплата, позволяющая «подтянуть» пенсии до прожиточного минимума.
Сильно изменилось с тех пор законодательство, и наша система проездных теперь мало ему соответствует. Например, давно уже вышел закон, который разграничил льготников на федеральных и краевых. У нас сейчас 229 тысяч региональных льготников и порядка 100 тысяч федеральных. Но все они в данный момент по сложившейся традиции имеют право выкупить за 100 рублей единый социальный проездной билет и пользоваться им неограниченное количество раз.
Хочу отдельно остановиться на том, что если краевым льготникам (это, например, ветераны труда, репрессированные) идет «транспортная» выплата из краевого бюджета 100 рублей в месяц, то федеральные льготники (это в основном инвалиды) получают ежемесячную выплату за счет федерального бюджета, в состав которой включены и средства на проезд, в размере от 1793 до 4481 рубля. При этом в данный момент краевой бюджет компенсирует муниципальным автотранспортникам проезд как федеральных, так и краевых льготников.
С введением с 1 ноября новой схемы, то есть с заменой системы единых проездных на прямые денежные выплаты в размере 310-440 рублей, федеральным льготникам эти выплаты из краевого бюджета выдаваться не будут. Именно потому, что они уже получают вышеупомянутые средства из федерального бюджета, а одновременное получение нескольких выплат по одному и тому же основанию законодательство запрещает.
Мы постоянно проводим в последнее время информационные встречи с ветеранами, инвалидами, другими категориями льготников, объясняем им все нюансы законодательства, разъясняем смысл планируемых мер. И хочу сказать, что как раз инвалиды вполне адекватно воспринимают новшества, в том числе и потому, что многие из них просто не могут попасть в имеющийся у нас общественный транспорт. Их больше волнуют другие проблемы: дальнейшее развитие службы «Социальное такси», запуск на городские линии автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов. Мы, безусловно, понимаем, что инвалидам требуется особая забота, и работаем над этими вопросами. Так, например, для Хабаровска за счет краевого бюджета закуплены 10 автобусов и два трамвая с аппарелями для колясок, но для того, чтобы они нормально функционировали, надо еще специальным образом оборудовать остановки. Мы знаем, что у мэрии в планах эти работы «забиты» и эта проблема будет поэтапно решаться.
Выгода для большинства
Планируемая реформа будет выгодна для большинства льготников. Об этом говорит статистика, по которой выкупают единый проездной только 33 % (107 тысяч человек) от общего числа тех, кто имеет на это право. Остальные, а это 67 %, используют 100-рублевые денежные выплаты на другие цели. То есть для большинства замена 100-рублевого проездного на ежемесячную выплату в размере 310-440 рублей обернется прибавкой к бюджету. Особенно это касается тех людей, которые проживают в районах, в отдаленных поселках.
По факту получается, что они у нас льготники «второго сорта». У них на бумаге всегда были льготы по коллективной антенне, но там нет коллективных антенн, человек сам покупает себе спутниковую тарелку и сам полностью за нее платит. У них как бы есть льгота на проезд в общественном транспорте, но им нет никакого смысла покупать единый проездной, потому что там нет автобусов. Но эти люди все равно куда-то ведь ездят по своим делам: либо платят соседу с машиной, либо пользуются пригородным транспортом. Почему же в отношении них краевой бюджет ограничивается тем, что платит сто рублей, и все, а за таких же льготников из Хабаровска или Комсомольска компенсирует муниципальным транспортникам 600 рублей? Мне кажется очевидным, что мы должны оказывать транспортную помощь всем без исключения краевым льготникам в одинаковом объеме. Я бы очень хотел, чтобы это осознавали все, в том числе и противники реформы из числа льготников-горожан. Я, конечно, понимаю, что каждому ближе свои интересы, и, живя в городе, думать о проблемах сельчан многим недосуг, но мы, как правительство края, должны заботиться обо всех гражданах региона, а не делить людей на сорта, в зависимости от места жительства.
Всем — равные права
Таким образом, суть нововведений в том, что мы просто разделили средства (которые у нас ранее расходовались крайне непропорционально, в основном на городских льготников) на всех, и у нас получились суммы ежемесячной выплаты по 310-440 рублей на человека. Пусть это будет не много поездок, но с ноября абсолютно все краевые льготники смогут воспользоваться краевыми деньгами в равном объеме. Конечно, хотелось бы, чтобы суммы были побольше, но на данный момент возможности бюджета этого не позволяют. В дальнейшем предусмотрен механизм индексации. Особо хочу подчеркнуть, что речь не идет о какой-то экономии бюджетных средств. Наоборот, по предварительным расчетам, на выплаты по новой схеме потребуется 1 миллиард 128 миллионов рублей, тогда как в 2014 году на это ушло 938 миллионов рублей. Плюс для дачников планируется отдельный дополнительный механизм компенсации расходов, который будет действовать с мая по октябрь. Льготники, имеющие приусадебные участки, получат возможность вернуть полную стоимость 10 поездок (вне зависимости от их цены), совершенных в течение одного месяца с 1 мая по 1 октября.
В полном объеме сохранится такая мера соцподдержки, как 100-процентная компенсация проезда на междугородном транспорте по социальным нуждам. Это касается в основном тех льготников, которые едут из районов в Хабаровск за высокотехнологичной медицинской помощью.
Один из четырех
Хабаровский край — один из всего лишь четырех субъектов Федерации, где вообще существуют меры соцподдержки в части проезда для всех пенсионеров. Кроме нас это Татарстан, Мурманская и Владимирская области. В остальных регионах граждане пожилого возраста пользуются такими мерами поддержки, только если имеют льготы по другим основаниям. При обсуждении предлагаемых изменений звучали предложения: так же, как и большинство регионов, вообще лишить пенсионеров, не имеющих льготных категорий, этих выплат, но мы на это не пошли. У тех, у кого уже есть право на выплату, отнимать ее не будем, а вот уходящим на пенсию после 1 ноября выплату планируется предоставлять с учетом адресности и нуждаемости — только тем, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров.
Адресность и нуждаемость — это приоритет социальной политики государства и нашего края в том числе. Мы должны концентрировать средства для того, чтобы предоставлять социальную поддержку именно тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются.
Бояться разорения не надо
Наверное, не стоит лишний раз расписывать подробно то обстоятельство, что действующая схема вызывает бесконечное недовольство даже тех граждан, которые часто пользуются единым проездным. В частности, тем, что они вынуждены часами ждать муниципальный транспорт, а воспользоваться единым социальным проездным на коммерческом нельзя. Также, я думаю, всем известно, что муниципальные транспортники все время жаловались на то, что бюджет края якобы недостаточно финансирует льготные перевозки, постоянно шли споры о том, сколько же среднестатистический льготник на самом деле совершает поездок в месяц, не прекращались судебные тяжбы.
Новая схема все эти разногласия устранит. Человек, получив средства на руки, сам решит — ехать ему на коммерческом автобусе или муниципальном, или на такси, или вообще никуда ехать, а пойти и что-нибудь купить. Это, в свою очередь, заставит задуматься о принципах своей работы муниципальных транспортников, особенно в Хабаровске. К ним есть вопросы. Они нашли легкий путь — все время заявлять об убытках, судиться с Правительством края и бесконечно требовать все больше и больше денег за перевозку льготников. Вскоре все это прекратится. И, я думаю, бояться того, что муниципальное АТП с введением новой схемы разорится, абсолютно не надо. Наоборот, в новых условиях оно будет вынуждено наладить нормальную работу. То есть одним из следствий нововведений станет повышение качества транспортных услуг, предоставляемых горожанам. А это, согласитесь, тоже немаловажно.
Справка
С 1 ноября 2015 года льготный проезд по единым социальным проездным билетам заменяется ежемесячной денежной выплатой*
Категория льготника

Также по теме:
События из мира компьютеров, программ и Интернета