
В Мировом океане внезапно стало неуютно. 84 боевых корабля и 80 подводных лодок, в том числе 15 атомоходов, развертывались сразу на нескольких океанских театрах — в основном, конечно же, в Атлантике, главной точке соприкосновения флотов двух военно-политических блоков. Десятки кораблей и лодок охотились за субмаринами. Проводились морские десанты и пресекались перевозки десантных сил морем. Центральной осью происходящего стала охота за авианосным ударным соединением противника, завершившаяся сокрушительным ядерным ударом, который наносили восемь ракетных и торпедных субмарин и семь полков морских самолетов-ракетоносцев.
Это не фантазии и не фабула кинофильма. Именно эту картинку продемонстрировал пораженной западной публике советский флот, весной 1970 года вышедший в моря.
Ядерные удары, естественно, были «условно обозначенными». Но грандиозные учения «Океан-70», приуроченные к столетию «вождя мирового пролетариата» Владимира Ленина, стали крупнейшими маневрами ВМФ СССР за все время его существования. Они заставили западных экспертов всерьез переоценить возможности советского флота, считавшегося неспособным бросить вызов американскому доминированию на море.
К 1970-му году сошлось воедино сразу несколько звезд. Столетний юбилей вождя стал только поводом.
Советский флот за минувшие 1960-е годы существенно изменился, причем как количественно, так и качественно.
Появились новые типы кораблей и подводных лодок, изменились подходы к боевому применению, существенно преобразилась и тактика. Все это нужно было обкатать на большой модельной ситуации: сымитировать масштабный океанский бой и посмотреть, какие вылезут огрехи уставов и планирования, технические недостатки кораблей.
Однако в числе прочих ставилась и очень характерная задача: «флоту в целом продемонстрировать, что он является флотом подлинно океанским».
Чем успешно и занимались с 14 апреля по 5 мая 1970 года. К участию привлекли все четыре флота, включая Балтийский, выставивший в Северную Атлантику 15 подлодок. Боевые эпизоды маневров разыгрывались в акваториях Баренцева, Норвежского, Северного, Охотского, Японского, Филиппинского, Средиземного, Черного и Балтийского морей. Участвовали двадцать полков морской авиации, восемь полков Дальней авиации ВВС, тринадцать истребительных авиаполков, соединения войск ПВО, эскадрилья самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Ту-126.

Перед военными специалистами НАТО открылось то, чего отечественный ВМФ доселе не демонстрировал: комбинированная стратегическая операция надводных сил, грамотно усиленных подводным и авиационным компонентами.
Учения «Океан-70», к сожалению, были отмечены и настоящей трагедией. 8 апреля на атомоходе К-8 проекта 627А «Кит», вышедшем в Атлантику для обозначения субмарины условного противника, начался пожар. Огонь быстро распространялся по лодке, несмотря на борьбу экипажа. Лодка сумела всплыть, однако реакторы пришлось заглушить, а резервные дизель-генераторы вышли из строя.

Катастрофа К-8 унесла жизни 52 человек, лодка стала первым советским атомоходом, потерянным в море.