Американский авианосец – это боевой корабль, оружием которого являются более 70 самолетов и вертолетов, сведенных в одно авиационное крыло. 10 многоцелевых авианосцев, оснащенных ядерной силовой установкой (АВМА), и 9 авиакрыльев (Акр) авианосной авиации представляют собой главную ударную силу ВМС США в боевых действиях с применением неядерного оружия. К 10 АВМА типа «Нимиц» (CVN 68) скоро присоединится и первый из 11 АВМА новой серии типа «Дж. Форд» (CVN 78).ВЛАДЫКИ ОКЕАНОВ ЛЮБЯТ ТЕПЛООсновные задачи авианосцев – завоевание господства на море и превосходства в воздухе, нанесение ударов по береговым объектам, оказание непосредственной авиационной поддержки наземным силам. С окончанием холодной войны и утратой противника на море американские авианосцы стали использоваться в основном для действий по наземным объектам в странах, как находящихся в состоянии войны с США, так и не воюющих против США. Высокая мобильность авианосцев позволяет им быстро прибывать в заданный район подъема авиации, перемещаясь со скоростью более 900 км в сутки. Мобильность авианосца обеспечивают применение оружия по прибрежным зонам, где проживает подавляющее большинство населения мира. О техническом ресурсе авианосцев свидетельствуют такие цифры. АВМА типа «Нимиц» за 50 лет в составе флота рассчитан максимально на 6 тыс. суток пребывания в море, прохождение 3 млн морских миль, выполнение 500 тыс. вылетов/посадок самолетов и вертолетов.
Производительность авианосца – это способность его авиакрыла за определенное время выполнять такое количество вылетов, которое необходимо в боевых условиях для выполнения всего комплекса задач (наступательного и оборонительного характера, боевого и тылового обеспечения), а в обычное время для поддержания должной выучки летного состава. Конечная производительность авианосца – это число уничтоженных или нейтрализованных воздушных, морских и наземных объектов при гарантированном выживании этого корабля.Интенсивность использования авианосцем своих летательных аппаратов (ЛА) зависит от многих факторов, в том числе от его конструкции, боеспособности корабля и его авиакрыла, метеоусловий, качества оружия, состава авианосной ударной группы (АУГ), противодействия противника.Как конструкция корабля связана с его производительностью? Чем больше длина и ширина корабля, тем больше его водоизмещение (у «Нимица» полное водоизмещение 88 тыс. т, у «Дж. Форда» – 90,7 тыс. т) и меньше бортовая и килевая качка (при бортовой качке более пяти градусов и килевой более одного градуса полеты не проводятся). Чем больше площадь полетной и ангарной палуб, тем больше места для парковки и ремонта самолетов и вертолетов (примерно половина может разместиться в закрытой ангарной палубе, другой приходится находить себе место на парковочных местах открытой всем ветрам и осадкам полетной палубы), для размещения подъемников летательных аппаратов (их четыре), аэрофинишеров (их четыре, обеспечивают посадку с темпом один самолет в 45–60 секунд), катапульт для взлета с носового и углового участков полетной палубы (у АВМА типа «Нимиц» четыре паровых катапульты обеспечивают взлет трех-четырех самолетов в минуту; у АВМА типа «Дж. Форд» три электромагнитных катапульты).Чем больше водоизмещение, тем больше авианосец разместит ГСМ, боеприпасов, продуктов питания, запчастей (АВМА может нести до 8,1 тыс. т ГСМ и до 2,7 тыс. т боеприпасов и пополняет их запасы раз в шесть-семь суток) и тем меньше станет зависеть от сравнительно тихоходного универсального транспорта снабжения. Практика показала, что авианосцы водоизмещением 80–90 тыс. т могут использовать свою авиацию на Атлантике, на Тихом океане, в Индийском океане 90% всего времени (остальные 10% приходятся на сильный ветер, видимость, осадки, волнение моря, температуру воздуха). Американские авианосцы – существа теплолюбивые, предпочитают как можно реже заходить за Полярный круг. Они избегают сильного волнения моря из-за большой метацентрической высоты. Они уходят от сильного ветра, потому что взлет и посадка самолетов F/A-18C ограничена скоростью ветра над палубой в 18 и 10 м/с соответственно.Насыщенность авианосца оборудованием многих видов влечет за собой необходимость частых заводских ремонтов. Это обстоятельство ощутимо сказывается на производительности Акр авианосца в течение всей жизни корабля (всего срока пребывания корабля в составе флота): для достижения безаварийности авианосец типа «Нимиц» оказывается на заводе на различных видах ремонта и обслуживания в среднем через каждые 1,5 года. Ремонт и обслуживание на заводе длится по 30–59 суток (CIA), по 120–130 (SRA), по 135–190 (PIA), 245–610 суток (DPIA), по 975–1280 суток (ROH), на которые приходится 25–30% всей жизни авианосца и из-за которых на пребывание в море ему остается только 33% – 6 тыс. суток.БОЕСПОСОБНОСТЬБоеспособность авианосца – это укомплектованность корабля и его авиакрыла материальными средствами, укомплектованность корабля и его авиакрыла личным составом, подготовленность личного состава корабля и его авиакрыла. Существует несколько категорий боеспособности авианосца по этим показателям (высшая С1, приемлемая С3, низшая С5). Укомплектованность авиакрыла материальными средствами означает в том числе и поддержание их в соответствующем техническом состоянии. Например, в ходе военной операции США против Ирака в 2003 году количество технически исправных (МС) самолетов и вертолетов авианосной авиации превышало 75% и находилось на уровне 78,8–92,1 по всем типам участвовавших в операции летательных аппаратов. Наверное, здесь уместно напомнить о существующих в ВМС США межремонтных сроках для корпуса ЛА (планера) и авиационных двигателей. В 2015–2017 финансовых годах при годовом налете в авиации флота и морской пехоты США около 1 млн часов на более чем 4000 летательных аппаратов, имеющих до 8000 авиационных двигателей, ежегодно планировалось отправлять в заводской ремонт до 1800 авиационных двигателей и до 400 планеров.Подготовленность экипажей определяется рядом требований. При укомплектованности тактической авиации в 1,54 экипажа на каждый летательный аппарат и среднем ежемесячном налете каждого экипажа в 18 часов средний годовой налет может составить 216 часов на экипаж и 333 часа на каждый ЛА. Экипаж истребителя-штурмовика обязан уметь выполнять следующие задачи: взлет с авианосца, пилотирование в любых метеоусловиях, дозаправка в воздухе, посадка на авианосец; воспрещение (то есть недопущение противника к авианосцу в море и изоляция района боевых действий на суше и в море); ведение боевых действий в войне на море; эскортирование (сопровождение других самолетов); боевое патрулирование в воздухе; перехват из положения дежурства на палубе; маневрирование в воздушном бою; подавление обороны противника; непосредственная авиационная поддержка; выполнение обязанностей передового авиационного наводчика; использование авиационных средств для обнаружения наземных целей; использование оружия класса «воздух–земля»; использование авиационных средств для обнаружения воздушных целей; использование оружия класса «воздух–воздух»; выживание; управление (то есть выполнение команд, отдача команд, передача и прием докладов о выполнении команд) и поддержание связи; постановка мин; умение действовать совместно (то есть во взаимодействии с наземными силами и с авиацией ВВС, морской пехоты и сухопутных войск). Очевидно, что летчики Акр АВМА отличаются от других умением взлетать с использованием катапульт и совершать посадку с использованием аэрофинишеров. В отношении боевой подготовки стоит отметить, что при ежегодном расходе на нее в ВМС около 100 тыс. авиабомб на авианосную авиацию приходится подавляющая часть этого расхода. Что касается отработки функций противовоздушной и противоракетной обороны авианосца его авиакрылом, то трудно сказать, учитывается ли тенденция к снижению значимости маневрирования в бою (в одном из исследований 2015 года утверждалось, что в 1965–2014 годах в мире имели место 1450 воздушных боев, при этом в большинстве боев использовались ракеты большой дальности при минимальном маневрировании их носителей).С боеспособностью авианосца связана и его боеготовность.Боеготовность авианосца – это обязанность боеспособного корабля начать боевые действия через определенное время после отдачи приказа на эти действия. Боеготовым в период холодной войны считался авианосец, способный выйти в море и начать боевые действия в течение одних суток после получения приказа и непрерывно находиться в море до трех недель, или же авианосец, способный выйти в море и начать боевые действия в срок до четырех суток после получения приказа и находиться в море (быть «развернутым») не менее 56 суток. В начале нашего века было предписано, что из 12 авианосцев в срок до 30 суток должны выйти в море или находиться в море шесть, а в срок до 90 суток – восемь авианосцев. Наличие 10–11 авианосцев и проявившиеся в последнее время проблемы (увеличение длительности ремонта авианосцев, задержка с постановкой на ремонт) могут затруднить выполнение таких нормативов.ГЛАВНАЯ УДАРНАЯ СИЛА ПЛАВУЧИХ АЭРОДРОМОВАвианосная авиация – это более 1100 самолетов и вертолетов, сведенных в однородные авиакрылья. На основе входящих в их состав эскадрилий сформировано в регулярных силах девять номерных сводных авиакрыльев авианосной авиации (CVW). Такое авиакрыло является разнородным по составу и многоцелевым по существу, поскольку включает в себя четыре эскадрильи истребителей-штурмовиков (до 12 единиц F/A-18C/E/F в каждой), одну эскадрилью самолетов РЭБ (4 единицы EA-18G), одну эскадрилью самолетов ДРЛО и управления (4 единицы E-2D), две эскадрильи вертолетов (до 15 противолодочных MH-60R и многоцелевых MH-60S), один отряд транспортной авиации (2 самолета С-2), всего более 70 машин. Каждое авиакрыло закреплено за определенным авианосцем, самолеты и вертолеты авиакрыла перелетают с береговых авиабаз на авианосец, когда он выходит в море, и улетают с него перед возвращением авианосца в порт приписки.Авианосная авиация – это не одноразовое, а многоразовое оружие корабля. Например, F/A-18E/F рассчитан на 6 тыс. часов использования в воздухе (с ремонтом и модернизацией на 9 тыс.) при среднем расчетном ежегодном налете в 350 часов. Самолет F/A-18C выполнял по 4,5 вылета в сутки на учениях и по два вылета в сутки в боевых условиях, а его пилот делал по два вылета в сутки в учении и в боевых действиях. В ходе военной операции в 2003 году 12 самолетов F/A-18E/F из состава 115-й истребительно-штурмовой эскадрильи АВМА «Авраам Линкольн» (CVN 72) за 16 суток совершили 560 вылетов. Этот самолет при максимальной взлетной массе в 30 т (пустой весит 14 т) и посадочной массе не более 19,5 т (включая до 4 т оружия) может нести до 8 т бомб, ракет и снарядов, вмещает 6,5 т топлива внутри и 7 т в пяти баках на пяти узлах внешней подвески, имеет максимальную скорость 1915 км/ч. Обладая 11 узлами подвески, он способен нести избранное количество бомб и ракет на дальность до 1250 км без дозаправки в воздухе, определяемую массой оружия и топлива на борту.Производительность палубной авиации АВМА по числу вылетов можно условно разделить на четыре вида: расчетную, максимальную, повседневную и оперативную.Расчетная производительность Акр авианосца измеряется числом взлетов/посадок, которые будут выполнены с авианосца/ на авианосец за все время нахождения данного корабля в составе флота. Поскольку каждый АВМА рассчитан на 50 лет жизни и на выполнение 500 тыс. взлетов/посадок за 6 тыс. суток нахождения в море, то для авианосца типа «Нимиц» расчетное среднее число вылетов составляет за год жизни корабля 10 тыс., за сутки жизни корабля – 27,4 и за сутки нахождения в море – 83,3 вылета самолетов и вертолетов. Из 500 тыс. вылетов чуть больше 22% (свыше 110 тыс.) придутся на вертолеты и чуть меньше 78% (до 390 тыс.) – на самолеты, кстати, такое процентное соотношение временами совпадает с соотношением количества вертолетов и самолетов на авианосце.Максимальная производительность – это способность Акр авианосца непрерывно в течение одних–шести суток совершать возможно большее число полетов в интересах выполнения поставленных задач, работая примерно в два раза интенсивнее нагрузки в 120–130 вылетов. Пока не побит рекорд АВМА «Нимиц», установленный на учении в 1997 году. Его авиакрыло, усиленное летно-техническим и обеспечивающим составом, в течение четырех суток выполняло по 250 вылетов в сутки, из них по 200 вылетов истребителей-штурмовиков, истребителей и самолетов РЭБ.Повседневная производительность – это интенсивность полетов Акр во время нахождения на авианосце в море (без учета полетов Акр во время базирования его самолетов и вертолетов на береговых аэродромах США) в условиях проведения обычной боевой подготовки и участия в систематических боевых действиях и в военных операциях. В 2014 году АВМА «Карл Винсон» (CVN 70) отметил проведение 230-тысячной посадки с использованием аэрофинишеров за 32,5 года пребывания в составе флота. Следовательно, среднее число самолето-вылетов составило за год жизни корабля 7077 (при расчетных 7800) и за сутки жизни – 19,4 вылета (при расчетных 21,4), а это значит, что за 50 лет его самолеты, действуя в таком темпе, смогут выполнить до 360 тыс. самолето-вылетов (при расчетных 390 тыс.). В том же 2014 году с АВМА «Джордж Буш» (CVN 77) за 273 суток его развертывания с посещением шести иностранных портов и прохождением 73 400 миль было выполнено 12 524 вылета, из них 9689 самолетами (77,4%) и 2835 вертолетами (22,6%). При среднем числе вылетов за сутки в море более 49 его Акр за 6 тыс. суток в море могло бы выполнить до 300 тыс. вылетов (при расчетных 500 тыс.).Как видно из приведенных примеров, повседневная производительность (по числу как всех вылетов, так только самолето-вылетов) по крайней мере у некоторых авианосцев пока отстает от расчетной, создавая впечатление, что действует «экономия» на ресурс эксплуатации авианосцев в ожидании более бурного будущего. При повседневной деятельности Акр авианосца выполняло свыше 70% вылетов в светлое время суток и до 30% в темное время. При среднем уровне аварийности в авиации флота США за 2004–2014 годы в 0,88 на 100 тыс. часов налета потери летной техники авианосцами во время нахождения в море в результате чрезвычайных происшествий были в несколько раз ниже этого уровня.Оперативная производительность – это интенсивность использования авиации авианосца в активный период военной операции. В годы холодной войны считалось, что авиакрыло авианосца в ходе боевых действий может за летные сутки при 12 часах полетов и 12 часах восстановления боеспособности с циклом полетов в 1 час 40 минут в восьми группах при 15–17 самолетах в группе выполнять по 120–130 вылетов (с пятью-шестью летными сутками и с одними-двумя сутками отдыха и восстановления боеспособности в неделю). В военных операциях с 1991 года было подтверждено, что в ходе боевых действий при 15–16 часах полетов в сутки авианосец иногда совершает до 140 вылетов в сутки максимально (до 90 вылетов ударных самолетов), по 120–130 вылетов в сутки несколько дней подряд в течение недели (максимально в 12 группах при 8–20 самолетах в группе), по 100–110 вылетов в летные сутки в течение месяца. Вот цифры по АВМА «Теодор Рузвельт» (CVN 71). В военной операции против Ирака в 1991 году его авиакрыло за 39 летных суток совершило 4149 вылетов, из них 1624 (39%) на удар, 1240 (30%) на завоевание превосходства в воздухе и 1285 (31%) на боевое и тыловое обеспечение. Средний темп вылетов в летные сутки составил 106, а максимальный – 140 вылетов. В военной операции против Югославии в 1999 году его авиакрыло, имея 72–74 летательных аппарата, за 56 летных суток совершило 4270 вылетов, в том числе на удар 1580 (37%), применив свыше 800 т боеприпасов по 535 объектам (88 стационарных, 447 тактических). Средний темп полетов составил 76 вылетов в летные сутки.Одной из причин снижения оперативной производительности стало увеличение в арсенале авианосца количества высокоточного оружия (ВТО). Для поражения объектов стало требоваться меньше боеприпасов и, следовательно, вылетов. Доля примененных в военных операциях США и их союзников высокоточных боеприпасов по их количеству по отношению ко всем использованным боеприпасам возросла с 8% в 1991 году до 35, 57 и 68% в 1999, 2001 и 2003 годах соответственно. Количество примененного авианосной авиацией ВТО возросло с долей процента в 1991 году до 37, 93 и 95% соответственно в 1999, 2001 и 2003 годах. Парадоксом оказалось то обстоятельство, что для ВТО с вероятностью попадания в цель в то время 0,7–0,75 (сейчас не более 0,98 при надежности выше 0,95) просто стало не хватать объектов поражения.В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ И ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕАвиаторы авианосца летают одинаково хорошо при любых условиях освещенности. Высокая подготовленность летного состава авиакрыла авианосца к действиям ночью позволяла ему при длительности периода полетов 15–16 часов в сутки действовать вплоть до завоевания превосходства в воздухе преимущественно в темное время суток, а затем переходить либо на только ночной или только дневной режим полетов, либо на смешанный график вылетов. На оперативную производительность влияет и нагрузка на технический и обслуживающий состав, поскольку трудно перекрывать существующие нормативы как технического обслуживания на каждый час полета самолета, так и подвески боеприпасов на самолеты и вертолеты. Во время систематических боевых действий самолеты авианосца выполняли до 97% запланированных боевых вылетов.Взглянем на оперативную производительность авианосного ударного соединения (АУС). В военной операции 1991 года против Ирака пять АВМ и один АВМА США за 42 календарных суток выполнили около 18 тыс. вылетов (42% на удар, 27% на завоевание господства в воздухе, 31% на обеспечение) со средним числом вылетов в сутки 430 на АУС и 72 на один авианосец (в последний день войны АУС осуществило около 600 вылетов). Из 252 возможных суток для авианосцев АУС летными оказались только 201 сутки (80%). Таким образом, средняя оперативная производительность одного авианосца АУС составила 90 вылетов в летные и 72 в календарные сутки. В военной операции 2003 года против Ирака авиационная группировка ВМС США, в которую одновременно входили два АВМ и три АВМА, за 30 календарных суток совершила 8945 вылетов, показав меньшую по сравнению с 1991 годом производительность.Какова же производительность авианосца по числу поражаемых объектов, количеству и качеству применяемого оружия и его массе? Официально сообщалось, что авианосец может поразить в одни сутки то 680, то 1080, то 380 объектов. Возможность поражения с 1994 года 680 объектов в сутки, видимо, потребовала подтверждения проведением ранее уже упомянутого экспериментального учения АВМА «Нимиц» в 1997 году. Появившаяся с 2007 года возможность поражения 1080 объектов в сутки на удалении до 370 км, возможно, обосновывалась таким расчетом: авианосец делает 250 вылетов, из них 180 на применение оружия, каждый из 40 боеготовых истребителей-штурмовиков доставляет к цели по шесть единиц ВТО, совершая по 4,5 вылета в сутки). Объявленная в 2013 году способность авианосца совершать ежесуточно по 95 вылетов с применением 380 авиабомб массой по 900 кг, вероятно, исходит из такой предпосылки: авианосец делает в сутки 120 вылетов, из них 95 на применение оружия, каждый из 38 боеготовых истребителей-штурмовиков несет по четыре единицы ВТО, совершая по 2,5 вылета). Разумеется, все эти цифры (680, 1080, 380) являются правильными только при определенных условиях, в том числе без учета противодействия противника.В военной операции 1991 года АВМА «Теодор Рузвельт» за 39 летных суток израсходовал 2450 т боеприпасов (в среднем по 63 т в сутки), а расход шести авианосцев за суммарные 201 летные сутки составил 12 тыс. т (в среднем почти по 60 т на один авианосец в сутки). В систематических боевых действиях за время одного развертывания длительностью шесть–девять месяцев авианосец когда-то расходовал по 700–800 т, а, например, в 2015 году мог применить 226 т боеприпасов (судя по публиковавшимся сообщениям, в 2014–2016 годах в ходе систематических боевых действий авианосец иногда выполнял во время развертывания по 2050–3250 боевых вылетов). Интенсивность использования высокоточного оружия зависела от конкретных обстоятельств. В 2014 году АВМА «Джордж Буш» (CVN 77) затратил всего лишь 232 высокоточные бомбы и ракеты, а в 2016 году АВМА «Гарри Трумэн» (CVN 75) применил 1598 единиц ВТО, побив прежний рекорд АВМА «Теодор Рузвельт» (CVN 71) в 1074 высокоточных боеприпаса. В военной операции 2003 года за 30 календарных суток пять авианосцев применили 5297 бомб и ракет, из них 5068 высокоточных (средний расход на один авианосец – 34 высокоточных боеприпаса в сутки). За первые 71 сутки военной операции против Афганистана в 2001 году два АВМА в календарные сутки при 4–80 вылетах применяли 4–150 бомб и ракет (в среднем оба использовали 63 таких боеприпаса в сутки). С учетом некоторого округления цифр получается, что оба авианосца из почти 4 тыс. вылетов на удар выполнили 2250 вылетов на применение оружия по 4500 намеченным объектам при нацеливании каждого применявшего оружие самолета на один–пять объектов (в среднем на два объекта). Примечательно, что в 84% вылетов на применение оружия достигалось уничтожение/повреждение хотя бы одного объекта (в 16% вылетов имел место промах), а в 80% – в среднем двух объектов. При этом масса использованного оружия была где-то между 1500 и 2000 т при общем количестве высокоточного оружия в 93%.Как видно, объявленные возможности авианосца по максимальному числу вылетов, единиц применяемого оружия, пораженных объектов за определенный период времени отличаются от реально показанных в боевых действиях в отдаленных от США регионах.При полетах на применение оружия сказывается зависимость Акр авианосца от дозаправки самолетов в воздухе. Во время военной операции 2003 года против Ирака командир одного авиакрыла как-то жаловался, что из-за нехватки самолетов заправочной авиации (СЗА) он может осуществлять на указанную ему дальность только 20 вылетов вместо 72. О слабости заправочной авиации авианосцев в то время свидетельствуют такие цифры. На 232 самолета истребительно-штурмовой авиации (ИША) всех авианосцев приходилось 52 СЗА; за время этой операции ИША выполнила 5568 вылетов, а самолеты-заправщики – 2058 вылетов, передав всего 4200 т топлива (без учета экстренных дозаправок над авианосцем при возвращении на него самолетов авиакрыла). На выручку авианосной авиации всегда приходили СЗА ВВС США типа КС-10 и КС-135. Однако, как оснащение нескольких самолетов F/A-18F авианосца съемным топливозаправочным оборудованием (самолет-заправщик может передать не более 11,3 т топлива), так и столь желанные услуги СЗА ВВС приводят не только к выигрышу в увеличении либо боевого радиуса (до 1500 км), либо времени нахождения на барражировании для действующих на применение оружия самолетов ИША и РЭБ авианосца (до четырех часов), но и к проигрышу в виде сокращения числа таких полетов. Поэтому испытываемый беспилотный ЛА авианосного базирования станет только самолетом-заправщиком.ПОБЕДЫ И ПОТЕРИНа оперативную производительность авианосца влияют не только расчетные вероятности поражения объекта одним авиационным боеприпасом, расчетное количество потребных боеприпасов для уничтожения объекта, но и расчетное число боеприпасов и самолетов в вылете на уничтожение объекта с учетом потерь от противодействия противника. О потерях авианосной авиации во время войны против Вьетнама сейчас уже не вспоминают. Забыто и то, как в какие-то периоды холодной войны считалось, что при действиях против главного противника потери штурмовиков авианосца составят 10–20% на вылет. В «колониальных» войнах с 1991 года боевые потери авианосной авиации оказались меньше ожидавшегося урона в один самолет на тысячу вылетов. Наличие на берегу запасных самолетов в виде фонда для подмены или восполнения потерь (на восьми авианосцах может быть максимум 384 из 584 закупаемых самолетов F/A-18E/F) обеспечивает достаточно быстрое пополнение убыли авианосца в летной технике. Укомплектованностью в 1,5 экипажа на один самолет достигается быстрое восполнение потерь и в летном составе авианосца. Что касается самого авианосца, то пока его «бессмертие» гарантируют при возникновении чрезвычайной обстановки корабли охранения (один-два крейсера, два–пять эсминцев, одна-две подводные лодки), свое авиакрыло и свои же средства самообороны.Сравним действенность авиации всех видов вооруженных сил в военных операциях США и их союзников (все цифры округлены). В 1991 году во время краткосрочной войны США и их союзников против Ирака при почти 21 тыс. вылетов бомбардировочной, истребительно-штурмовой и истребительной авиации было применено 29 тыс. авиационных боеприпасов (бомб и ракет) массой около 15 тыс. т по 20 тыс. точкам прицеливания для уничтожения/повреждения такого же числа объектов. Тогда для уничтожения/повреждения одного объекта требовалось в среднем 1,5 авиационных боеприпаса (с их общей массой в 750 кг). За период с августа 2014 года по август 2016 года при ведении боевых действий в Ираке и Сирии против сил халифата авиация США и их союзников выполнила 20 тыс. вылетов на применение оружия с использованием 55 тыс. авиационных боеприпасов для уничтожения/повреждения 30 тыс. объектов. В активный этап военной операции 2001 года в Афганистане авианосная авиация США добивалась уничтожения/повреждения объектов с наименьшим количеством затрачиваемого оружия на объект.В отношении перспектив производительности нового американского авианосца сообщалось, что число вылетов его ударной авиации увеличится на одну треть. Следовательно, авианосец типа «Дж. Форд» станет отличаться от АВМА типа «Нимиц» большей максимальной и оперативной производительностью. Если «Нимиц» с усиленным личным составом выполнял максимально 250 вылетов в сутки, то «Дж. Форд» без такого усиления с обычной укомплектованностью личным составом сможет выполнить максимально 270 вылетов. Если авианосец типа «Нимиц» был рассчитан на обычную оперативную производительность в 120–130 вылетов в сутки, то авианосец типа «Дж. Форд» запланирован на 160 вылетов в сутки.Как видно, производительность американского авианосца за какой-то отрезок времени по числу вылетов, количеству применяемого оружия и поражаемых объектов зависит от многих внутренних и внешних факторов, включая условия и требования обстановки.
Источник: http://nvo.ng.ru/armament/2016-12-16/1_930_flot.html
Автор: Маркелл Бойцов
Большая дубинка американского флота
Американский авианосец – это боевой корабль, оружием которого являются более 70 самолетов и вертолетов, сведенных в одно авиационное крыло. 10 многоцелевых ..., Американский авианосецТакже по теме: