Самый засекреченный «МиГ»: Е-8 — перехватчик, создавший МиГ 1.44
Когда широкой общественности впервые был представлен первый российский истребитель пятого ..., Когда широкой общественности впервые был представлен первый российский истребитель пятогоКогда широкой общественности впервые был представлен первый российский истребитель пятого поколения — МиГ 1.44 МФИ, очень многим его внешний вид и компоновка напомнили облик американского F-16. Однако лишь единицы заметили, что детище Микояна схоже с другим опытным самолётом легендарного советского КБ, который испытывался ещё за 15 лет до появления F-16 — истребителем-перехватчиком Е-8. Самолёт, с нехарактерным для КБ Микояна названием, в теории должен был заменить истребители МиГ-21 и, кроме задач фронтового истребителя, также отвечать за перехват скоростных, высоколетящих целей. Но стандартное размещение воздухозаборников, расположенных внутри фюзеляжа, из-за внутреннего нагрева препятствовало достижению скоростей свыше 2 Max. По этой причине в КБ было принято решение перенести элементы конструкции под низ корпуса. Проектированием нового самолёта, который воплотил в себе множество инновационных советских технологий, занялись в начале 60-х. Кроме необычного размещения воздухозаборников, Е-8 должен был получить авионику и систему вооружений, новых поколений, которые обеспечивали поражение целей в передней и задней полусфере днем и ночью. Перехватчик был обязан действовать в любых метеоусловиях на высотах до 18 000 метров и скоростях около 2 Мах. Вооружался самолёт двумя ракетами класса «воздух—воздух» малой дальности Р-3 или Р-23Т. Благодаря ещё одному нестандартному технологическому решению — переднему горизонтальному оперению, микояновцам удалось серьёзно повысить маневренность Е-8. А другая инновация — расположенный под хвостовой частью фюзеляжа фальшкиль, который раскладывался после взлёта истребителя, серьёзно увеличивал путевую устойчивость самолёта. Фактически Е-8, кроме перехватчика, мог выполнять задачи истребителя ближнего маневренного боя, своеобразного аналога МиГ-29, Су-27 и F-16. Однако ещё одно новшество — опытный реактивный двигатель Р-21Ф-300, по сути дела, погубил весь проект. Чертёж экспериментально истребителя-перехватчика Е-8 в трёх проекциях. Источник изображения: wikipedia.org Первоначально на Е-8 планировали устанавливать силовую установку с последних модификаций МиГ-21. Но двигатель не мог обеспечить новому самолёту, с возросшей относительно предшественника массой, требуемые скоростные характеристики. По этой причине была начата срочная разработка новой силовой установки. Р-21Ф-300 успешно прошёл наземные испытания, но к работе на поднятом в воздух истребителе мотор оказался не готов — сказывалась изменённая конструкция воздухозаборника. Что привело к постоянным остановкам двигателя во время испытательных полётов перехватчика. На одном из них, вскоре после первого отрыва от земли, случилась трагедия. 11 сентября 1962 года во время очередного испытательного полёта первый прототип (всего было построено 2) потерпел крушение, вызванное отказом двигателя на скорости, близкой к 2 Мах. Лётчик-испытатель, буквально чудом смог катапультироваться, но получил крайне серьёзные травмы. Самолёт в результате падения полностью разрушился, испытания второго же прототипа Е-8 сначала были приостановлены, а затем свернуты, как и вся программа. Е-8, вследствие ненадёжности конструкции, вызванной недоработанным двигателем признали крайне ненадёжной машиной, что впрочем не помешало наработки, использованные в истребителе, задействовать в самолётах следующих поколений. МиГ-27, МиГ-1,44, Су-33, Су-34 и тот же F-16 — прекрасный примеры тому.
Автор: Евгений Просвирин
Источник фото: inforeactor.ru
Хештеги:
#инфографика
#авиация
#вооружение
Также по теме: