140 лет назад, 6 (18) декабря 1876 г., на Казанской площади в Санкт-Петербурге состоялась первая политическая манифестация в России. Митинг был вызван ростом стачечного движения в стране. В демонстрации, организованной членами «Земли и воли», приняли участие около 400 человек.По словам Г. В. Плеханова (участника демонстрации и члена революционной организации «Земля и Воля»), «уже к концу 1876 г., когда землевольцы только ещё приступали к устройству революционных «поселений в народ», пропаганда между рабочими приняла довольно широкие размеры, как в Петербурге, так и в его окрестностях. Наше направление увлекло, наконец, и рабочих. В то время у всех была в памяти демонстрация, ознаменовавшая весною 1876 г. похороны убитого тюрьмою студента Чернышёва… Она произвела очень сильное впечатление на всю интеллигенцию…. Но в чернышёвской демонстрации рабочие не принимали участия, так как произошла она в будни… И вот рабочим захотелось сделать свою демонстрацию…, которая своим резко-революционным характером совершенно затмила бы демонстрацию «интеллигентов»».Утром 6 (18) декабря у Казанского собора собрались студенты, курсистки и небольшая группа рабочих. Вопреки первоначальным расчётам организаторов, учащаяся молодёжь оказалась в большинстве. Поскольку был Николин день, демонстранты заказали в соборе молебен во здравие Николая, подразумевая Николая Чернышевского, находящегося в ссылке.
К собравшимся обратился студент Горного института Георгий Плеханов. Свою речь о революционном подвиге Чернышевского оратор дополнил рассказом о декабристах, петрашевцах, а также о Разине и Пугачёве. В заключение Плеханов, произнёс: «Да здравствует социальная революция, да здравствует «Земля и воля!»» На площади над толпой демонстрантов было поднято красное знамя с надписью «Земля и воля».Демонстрация закончилась столкновениями с полицией. В результате было арестовано свыше 30 манифестантов, пятеро из арестованных были приговорены к большим срокам каторжных работ, десять человек — к ссылке в Сибирь, а трое рабочих (в их числе и Я. Потапов, развернувший первый для русских рабочих красный флаг) заключены в монастырскую тюрьму на Соловках. Через год после заточения в монастыре Потапов попытался бежать из острога. Взломав решетку в окне своей камеры, он спрыгнул с третьего этажа на монастырскую стену и в одном белье спустился за монастырскую ограду. Потапов был схвачен и снова заключен в острог. Условия его содержания были очень строгими. Его не выпускали на прогулки и в монастырскую церковь. Измученный таким режимом, Потапов решил обратиться к архимандриту. Во время службы он подошел к нему, когда тот выходил из церкви. Подойдя к нему под благословение, он просил его облегчить тяжелые условия своего заточения. В ответ на это архимандрит приказал солдату увести Потапова в его камеру. Тогда разозленный Потапов ударил игумена. За этот поступок он был приговорен к ссылке на поселение и в 1882 году отправлен в Якутскую область.Плеханову, выступившему на митинге с революционной речью против самодержавия и в защиту идей Чернышевского, ареста удалось избежать. Георгий Валентинович Плеханов был сторонником крестьянского социализма, он верил, как и другие народники, что крестьяне в России по природе своей социалисты и готовы к революции. Когда «Земля и Воля» распалась на террористическую «Народную Волю» и народнический «Черный Передел», Плеханов выступал против насилия. С 1880 года Георгий Валентинович жил в эмиграции, где основал марксистскую группу «Освобождение труда», которая занималась пропагандой марксизма в России. Плеханов был одним из основателей Российской Социал-демократической Рабочей партии, газеты «Искра». После 2-го съезда РСДРП (1903) Плеханов разошёлся с Лениным и был долгое время одним из лидеров меньшевиков. Во время революции 1905 года Плеханов выступал против вооруженной борьбы с царским режимом. В Первую мировую войну был одним из руководителей меньшевистской группы «Единство», поддерживавшей лозунг «Война до победного конца». В 1917 году Плеханов вернулся в Россию, поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, называя их «бредом». К Октябрьской революции отнесся отрицательно, считал, что по уровню социально-экономического развития Россия не готова к социалистической революции. Соловецкая монастырская тюрьмаИз истории политического движения в РоссииВ XIX столетии в Российской империи в общественно-политической сфере можно было отметить три общественных движения: консервативное, либеральное и радикальное (революционно-демократическое). Основное ядро традиционалистов-консерваторов составляли дворяне. Это было привилегированное, господствующее сословие. Царское правительство стремилось укрепить их экономическое положение путем предоставления различных льгот, хотя помещики постепенно, несмотря на помощь государства, разорялись. Главной целью традиционалистов было сохранение существующего положения, «стабильность». В основе идеологии охранительного направления была т. н. «теория официальной народности», которую сформулировал в 1832 г. министр народного просвещения С. С. Уваров. Теория основывалась на триаде – «самодержавие, православие, народность». Самодержавие провозглашалось единственной формой государственного управления в России, православие – основой духовной жизни народа. Народность – это патриархальность народа, его единство с царем, отсутствие социальной розни в стране и т. д. М. Погодин, С. Шевырёв, Ф. Булганин, Н. Греч, О. Сенковский и другие деятели активно пропагандировали и развивали эту теорию. В частности, отмечали, что на Западе государство образовывалось путем завоевания, а на Руси – добровольного единения царя с народом, резко противопоставляли «разлагающийся и гниющий Запада» «святой Руси».С некоторыми изменениями и развитием, включая период славянофильства и поздних славянофилов (к примеру, великолепная работа Н. Я. Данилевского «Россия и Европа») охранительная идеология просуществовала до конца Российской империи. Центральной идеей в концепции славянофилов было убеждение в особом пути развития русской цивилизации, самобытности России. Православие в России создавало возможность духовной гармонии и социального мира. Огромное значение придавалось крестьянской общине, с её коллективизмом. Славянофилы считали, что на основе земского самоуправления, Земских соборов можно восстановить единство между народом и царской властью, вернуть Россию на её самобытный путь, разрушенный западной модернизацией России, которую провел Петр I. В целом консерваторы и традиционалисты (их противники в поздний период называли их «черносотенцами», «черной сотней») до конца пытались сохранить империю. При этом предлагали довольно разумные меры и реформы. В конце 1820-х – начале 1830-х гг. вследствие разгрома «декабристов» произошёл спад радикального общественного движения. Действовали только отдельные, не имеющие влияния в обществе кружки, вроде кружка братьев Критских. В них входили представители мелкого дворянства, чиновничества, студенты, разночинцы. Они заложили основу будущему радикализму: революционная пропаганда, ликвидация самодержавия с уничтожением царской семьи, конституционные преобразования. В том же духе действовал кружок Н. П. Сунгурова. Его представители выступал за необходимость подготовки восстания, за свержение монархии, убийство царя и создание конституции. Эти и другие подобные кружки просуществовали недолго, были малочисленны и их вскоре разгромили. Революционные кружки в основном заимствовали свои идеи на Западе. В частности, кружок А. Герцена и Н. Огарёва увлекался идеями французского философа А. Сен-Симона, социалистическими идеями, которые появились на Западе. Герцен и Огарев попали в ссылку, после освобождения эмигрировали в Англию, возглавили Вольную русскую типографию. Были инициаторами еженедельника «Колокол». Разработали социально-экономическую программу уничтожения крепостного права посредством крестьянской революции и ликвидации самодержавия. Развивали теорию «русского социализма». Они идеализировали крестьянскую общину, «народное производство». Капитализм в России, как они считали, не имеет почвы для своего развития, он искусственно «насаждается» в стране. Думали, что социализм в России можно построить без стадии капитализма. Участвовали в создании революционной организации «Земля и воля» (1860-1861), в пропагандистской кампании идеологов народничества М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева. Таким образом, произошла смычка интересов радикальных общественных деятелей и Лондона. Цель у них была одна - разрушить самодержавную Россию. Арест пропагандиста. Картина И. РепинаВ начале 1870-х гг. народники в России неоднократно пытались поднять крестьянство на восстание. В этих целях весной 1874 г. революционная молодежь предприняла попытку массового хождения в народ. Но эта тактика потерпела полный провал. Как оказалось интересы простых людей и идейных народников-революционеров полностью противоположны. «Разбудить» крестьян не удалось. В целом народничество в дальнейшем развивалось в нескольких направлениях: социал-демократическом (социал-демократы), социально-революционном (эсеры), трудовом (трудовики) и анархистском. В этот же период в высших кругах общества, включая представителей власти, и представителей дворянской и разночинской интеллигенции, начинает развиваться либерализм. По сути, это было западничество. Западники, среди которых можно выделить историков Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, С. М. Соловьёва и других деятелей, считали, что Россия – это часть европейской цивилизации, и идёт по европейскому пути, но с заметным отставанием. Главные препоны на пути «евроинтеграции» - это самодержавие и крепостнические, феодальные порядки. Западники-либералы считали, что Россия должна догнать Европу путём реформ, проводимых сверху, которые преобразуют самодержавие в конституционную монархию. Более радикальные западники выступали за радикальные буржуазно-республиканские изменения, возможно, путем революции. Либерализм отражал интересы как части дворянства, желающего больше «свободы» (самодержавие их «стесняло»), так и интересы усиливающих своих позиции капиталистов, буржуазии. Либералы-западники хотели перевести Россию на «рельсы» капиталистического развития, и считали самодержавие «тормозом», который мешал этому развитию. Состав этого лагеря неоднороден: либеральные помещики, либеральная буржуазия, буржуазная интеллигенция. Их деятельность проходила в основном, в рамках земских учреждений. В 1860-70-х гг. земские либералы стремились расширить сферу деятельности земских учреждений в местной хозяйственной и культурной жизни, получить право на участие в государственном управлении. С середины 1870-х гг. до середины 1890-х гг. основным проявлением либерализма была подача адресов и ходатайств с изложением основных требований: необходимость созыва Земского собора, реформа Госсовета, который должен был получить законосовещательные функции, расширение прав органов местного самоуправления, установление в России буржуазных свобод, отмена сословных привилегий и др. Уже в XX в. либералы создадут свои политические партии: кадеты, октябристы. В итоге либералы-«февралисты» и похоронят империю Романовых.
Автор: Самсонов Александр
140 лет первой в России политической демонстрации
140 лет назад, 6 (18) декабря 1876 г., на Казанской площади в Санкт-Петербурге состоялась первая политическая манифестация в России. Митинг был вызван ..., 140 лет назад, 6 (18) декабряТакже по теме: