Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Граждане приготовились скромно встретить грядущие праздники и потуже затянуть пояса

Бурные дискуссии по поводу вероятности второй волны кризиса, активизировавшиеся после августовского обвала на финансовых рынках, достигли наконец сознания россиян. Граждане приготовились скр
Бурные дискуссии по поводу вероятности второй волны кризиса, активизировавшиеся после августовского обвала на финансовых рынках, достигли наконец сознания россиян. Граждане приготовились скромно встретить грядущие праздники и потуже затянуть пояса как минимум на ближайшие полгода. В первую очередь секвестру подвергнутся расходы на ремонт, развлечения и одежду. Таковы данные опроса, проведенного компанией «Ромир».

Если в предыдущие шесть месяцев 44% респондентов обновляли свой гардероб, то в следующие полгода покупать одежду планируют всего 35%. Не отказывали себе в развлечениях 14% опрошенных, а развлекаться и впредь собираются почти в два раза меньше - 8%. Ремонт успели сделать 19% участников исследования, а декларировали подобные намерения лишь 11%.

По другим статьям расходов тоже запланировано сокращение, но в большинстве случаев не такое ощутимое. К тому же, здесь может играть роль фактор сезонности. В частности, 60-65% ежегодных платежей за образовательные услуги, по понятным причинам, приходится именно на лето-осень. Поэтому снижение с 12% до 10% вполне объяснимо, и его нельзя назвать падением. Такая же история и туризмом. Наши люди предпочитают брать отпуск в тёплое время года, так что снижение доли семей, имевших (и планирующих) крупные траты по данному направлению с 19% до 13%, также полностью объясняется сезонным фактором. На лето и осень приходится 65–70% от общего годового объёма туристических поездок и расходов, и они уже были сделаны на момент проведения исследования.

Отдельная тема - медицина. Потратиться на неё за последние полгода пришлось 25% респондентов, а планируют сделать это - 15%. Казалось бы, сокращение налицо. Но на здоровье люди, как правило, не экономят. Просто подобные расходы, за исключением ситуаций, когда речь идёт о тяжёлых хронических заболеваниях, никто заранее не планирует. Поэтому в данном случае разрыв между потратившими и теми, кто предполагает такие траты, свидетельствует, скорее, о довольно оптимистичных настроениях. Понятно, что от проблем со здоровьем никто не застрахован, но всё же надеяться на лучшее - это в природе человека.

Отчасти сезонным фактором можно объяснить и снижение доли тех, кто планирует крупные расходы, связанные с покупкой одежды и обуви, с 44% до 35%. Возможно, большинство респондентов еще осенью озаботилось покупкой соответствующих товаров. Кроме того, обновление гардероба за полгода вперёд обычно не планируется. Но авторы исследования интересовались планами по крупным расходам. А приобретение, скажем, шубы из натурального меха для большинства людей всё же не бывает спонтанным.

Мысль о том, что в случае с одеждой можно говорить именно о намерении экономить подтверждает и тот факт, что снижение доли планирующих покупать дорогую одежду касается только мало- и среднеобеспеченных групп потребителей. Среди хорошо обеспеченных респондентов как совершали расходы по этой статье в предыдущие 6 месяцев 46% опрошенных, так и собираются совершать покупки в следующие 6 месяцев 48%.
Также лишь отчасти объяснить сезонностью можно снижение с 19% до 11% доли тех, кто планирует расходы, связанные с ремонтом, заменой сантехники, окон, дверей, установкой кондиционеров и т.п. Окна зимой менять, конечно, не совсем удобно, но вот работы по внутренней отделке помещений от климатических условий сильной зависимости не имеют. Интересно, что самый низкий показатель планирующих расходы, связанные с ремонтом, - в самых крупных городах-миллионниках: всего 6%.

И уж совсем очевидна запланированная экономия в развлечениях. В преддверии целой череды праздников (Нового года и Рождества, 14 и 23 февраля, 8 марта) и в связи с увеличением времени, проводимого в крытых помещениях, можно было бы ожидать, что такие расходы как раз возрастут. Очевидно, что именно эта статья семейного бюджета в трудные времена секвестрируется одной из первых.

«Можно сделать вывод, что этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и «необязательных» услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010 по осень 2011 года, скорее всего, подходит к концу. Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении. А в худшем варианте - до нуля и ниже (сокращение)», резюмирует ведущий консультант «Ромир» Игорь Березин.

Также по теме:
События из мира компьютеров, программ и Интернета