Арзамас
Арзамас, в Нижегородской области, областного подчинения, районный центр, в 112 км к югу от Нижнего Новгорода.
Арзамас, в Нижегородской области, областного подчинения, районный центр, в 112 км к югу от Нижнего Новгорода. Расположен на высоком правом берегу р. Тёша (приток Оки). Узел железнодорожных линий (на Муром, Нижний Новгород, Казань, Рузаевку) и автодорог (на Нижний Новгород, Владимир, Саранск и др.). Население 112,4 тыс. человек (1992; 41,5 тыс. в 1959; 67 тыс. в 1970; 90,8 тыс. в 1979).
Возник в 1578 как укрепленный город (вероятно, на месте древнейшего поселения мордвы-эрзя, разоренного в 1366 ханом Булат-Темиром); выступ плато между берегом р. Тёша и оврагом пересыхающей речки Сорока был укреплен деревянными стенами с башнями, внутри находились приказная изба, воеводский двор и собор. Близ крепости строились слободы: Солдатская, Стрелецкая, Выездных казаков. Благодаря выгодному географическому положению Арзамас стал значительным торговым центром (продажа хлеба, лука, птицы, скота). В городе развивались кожевенное, скорняжное, салотопенное, войлочное, кузнечное, шорное и др. ремесла, изготовление изделий золотого шитья. С XVII в. формируется торгово-ремесленная часть города с развитым войлочным производством. С 1719 – главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию; с 1779 – уездный город. С середины XIX в. в связи с перемещением транзитных транспортных путей (прокладка железных дорог) развитие города замедлилось.
В 1802-62 в Арзамасе существовала первая в России провинциальная школа живописи (так называемая арзамасская школа), основанная живописцем А.В. Ступиным. В 1901 в Арзамасе отбывал ссылку М. Горький, оставивший яркие зарисовки арзамасского быта в повести «Городок Окуров».
В современном Арзамасе: машиностроение (производство двигателей, оборудования для коммунального хозяйства и др.), предприятия легкой и пищевой промышленности. Педагогический институт. Театры.
Планировочная структура Арзамаса сложилась в конце XVIII – первой половины XIX вв. (на основе проекта 1781, уточненного после пожара 1823). От обширной базарной площади, монастырей и церквей (занявших место древней укрепленной части) веером развернуты улицы верхней части города, дополненные по другую сторону р. Сорока регулярными кварталами; в строгий пучок лучей организованы улицы нижней части города. На территории основанного в 1556 Спасского монастыря сохранился 5-главый Спасо-Преображенский собор (1643). В бывших торговых рядах (имели по обеим сторонам аркады), спускающихся от площади к нижней части города, осталась без изменения застройка XVIII-XIX вв. Среди башнеобразных многоярусных церквей по склонам холма – Ильинская церковь, декорированная кокошниками, «рваными» фронтонами из тесаного кирпича (1746), ныне – Краеведческий музей. На центральной площади – барочное здание бывшего магистрата (вторая половина XVIII в.). На вершине прибрежного холма – занимающий доминирующее положение в силуэте города 5-главый классицистический Воскресенский собор с мощными 8-колонными ионическими портиками на всех фасадах (1814-42, архитектор М.П. Коринфский; в интерьере – росписи художников арзамасской школы О.С. и А.О. Серебряковых, резной деревянный иконостас мастеров братьев В. и К. Ломакиных); при соборе – церковь Живоносного источника (1794; переходный стиль от барокко к классицизму), барочная колокольня. В городской застройке уцелели деревянные и каменные купеческие жилые дома (Будылиных, Попова, Бессоновой, Серебренникова и др.) в стиле классицизма по «образцовым» проектам первой половины XIX в., декорированное ионическими пилястрами здание так называемой биржи (Торговые ряды; конец XVIII – начало XIX вв.). Памятники: А.В. Ступину (открыт в 1959, скульптор В.Г. Бобров, архитектор С.П. Тюков), 14-летнему А. Гайдару (скульптор М.М. Лимонов), А. Гайдару (скульптор Ю.П. Стручков). Краеведческий музей (собрание произведений живописцев арзамасской школы), Мемориальный дом-музей А. Гайдара (в детстве жил в Арзамасе), литературный музей М. Горького.
К северо-востоку от А. находится село Большое Болдино, где А.С. Пушкин пережил вдохновенную «Болдинскую осень» обозначившую целый период в его творчестве.
Лучшее, что можно себе представить для жизни – деревянные дома. Жить закупоренным в холодном и бездушном в камне куда менее привлекательно.
Также по теме: