Дербент
Дербент, районный центр в Дагестане, в 121 км к юго-востоку от Махачкалы. Расположен на берегу Каспийского моря, на отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Территория Дербента замыкает собой узкую береговую полосу, известную под названием Дербентского прохода или Каспийских ворот. Морской порт. Железнодорожная станция на линии Махачкала – Баку. Автомобильная магистраль (Ростов-на-Дону – Баку). Население 82,0 тыс. человек (1992; 14,6 тыс. в 1897; 23,1 тыс. в 1926; 34 тыс. в 1939; 47 тыс. в 1957; 67,4 тыс. в 1979).
Каспийские ворота были издавна известны как единственный удобный естественный путь для прохода из степей Северного Кавказа в Закавказье и на Ближний Восток. Стратегическое значение этого места на стыке дорог, проложенных вдоль моря и уводящих в горы, на протяжении многих веков делало его объектом захватнических устремлений скифов, гуннов, хазар, персов, арабов и турок. Дербент (по-персидски Дар-банд – узел ворот) был основан по повелению иранского царя Иездигерда II из династии Сасанидов (правил в 435-457) как город-крепость на северной границе персидских владений. Постройка Дербента свела на нет значение существовавшего немного южнее него древнего города Кавказской Албании, называемого в армянских хрониках Чора или Джора, в византийских хрониках – Тзор, Тзур или Цур. Название древнеалбанского города в некоторых языках дагестанских горцев закрепилось за Дербентом. Лакцы до сих пор называют Дербент именем Чуруль, а даргинцы – Чулли. Арабы называли Дербент Баб-ал-Абваб – ворота ворот, татаро-монголы и турки – Темир-Капи – железные ворота, грузины – Дэгвис-Кари – морские ворота, русские – Дербень, или Железные врата. Первоначально стены Дербента были глинобитными.
В 567, во время правления сасанидского царя Хосрова I Ануширвана, началось возведение каменных оборонительных стен, часть которых и в наши дни ограничивает город с севера и юга. Строительство велось по этапам: сначала цитадель и северная стена города, затем южная стена (обе стены были расположены параллельно друг другу, на западе примыкали к цитадели, а на востоке на значительное расстояние от берега уходили в море, образуя гавань), позднее – Горная стена (Даг-бары; к западу от цитадели; имела длину свыше 40 км) – сложная система оборонит, сооружений, призванная предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам. В VI в. была сооружена и первая поперечная стена, отделявшая обживаемую часть Дербента у цитадели от незаселенной приморской. В VI-VII вв. Дербент – не только важный опорный пункт в борьбе с кочевниками, но и значительный культурный центр Кавказа. В 630-х гг., воспользовавшись ослаблением сасанидского Ирана из-за войны с Византией, Дербент захватили хазары. В 652 у стен города появились арабы.
С включением Дербента в состав Арабского халифата в городе строятся мечети (в том числе соборная Джума-мечеть), большая часть его жителей обращается в ислам. В VIII в. при полководце Масламе бен Абд-ал-Мелике Дербент стал крупным военно-политическим центром Кавказа, в котором находилась резиденция наместника халифа. В VIII-X вв., Дербент – центр морской торговли, главный порт на Каспии. В X в., с распадом Арабского халифата, Дербент становится центром независимого эмирата. В 1071 город захватили турки-сельджуки. В XIII в. Дербент, завоеванный монголами, приходит в упадок. В XVI – начале XVIII вв. Дербент входил в состав Персии; в начале XVII в. сефевидский правитель шах Аббас приложил усилия к восстановлению укреплений и порта, превращению города в оплот Сефевидов на Восточном и Северном Кавказе.
В 1722 Дербент присоединен к России в результате Персидского похода Петра I (население Дербента во главе с местным наибом и мусульманским духовенством торжественно встречало русского императора). В 1735 по Гянджинскому договору Дербент вновь отошел к Ирану. С 1743 – центр Дербентского ханства, резиденция Надир-шаха. В 1796 занят русскими войсками, в 1813 по Гюлистанскому мирному договору окончательно присоединен к России. По генеральному плану 1824 началась активная застройка нижней, приморской части города (Дубары): была снесена поперечная стена (на ее месте создана городская площадь), разбиты регулярные кварталы с прямыми широкими улицами. С 1840 Дербент – уездный, с 1846 – губернский город. С 1840-х гг. переживал быстрый экономический подъем, связанный, в частности, с развитием мареноводства (выращивание марены – растения, из которого получали дешевый краситель). Кроме возделывания и переработки марены и мака занятиями жителей Дербента в XIX в. были садоводство, виноградарство и рыбный промысел. В 1898 через Дербент прошла железная дорога Петровск-Порт – Баку.
С Дербентом связаны имена писателя-декабриста А.А. Бестужева-Марлинского (разжалованный в рядовые, служил здесь в 1830-34; в старой части города сохранился дом, где он жил), хирурга Н.П. Пирогова (посетил Дербент в 1847), французского писателя А. Дюма-отца (впечатления о Дербенте выразил в путевых заметках «Кавказ от Прометея до Шамиля»).
В современном Дербенте действуют завод шлифовальных станков, завод «Электросигнал». Дербент – старинный центр ковроделия. Шерстопрядильные фабрики города снабжают шерстью не только местную ковровую фабрику, но и многие аналогичные предприятия государств Средней Азии и Закавказья. Консервный комбинат (вырабатывает фруктовые, овощные, рыбные и мясные консервы). Дербент широко известен производством высокосортных виноградных вин. В городе работают коньячный комбинат, предприятия пищевой промышленности, по производству стройматериалов. Школа ковроделия. Лезгинский театр имени С. Стальского. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, при котором действуют музеи археологии, культуры и быта древнего Дербента, ковра и народно-прикладного искусства Дагестана, этнографии и быта народов Прикаспия, Боевой славы.
На территории цитадели выявлены остатки дворцовых комплексов различных периодов: у восточной стены – албанского времени (античного; небольшие размеры, простая конфигурация, в кладке – камни, украшенные орнаментальной резьбой), сасанидского и арабского времени (монументальные, сложные по планировке; сасанидский дворец – VI-VII вв., около 3000 м2); в северо-западной части, внизу – домонгольского времени (2 комплекса из крупного обработанного камня и обожженного кирпича), вверху – XIV-XVII вв. (2 комплекса из обожженного кирпича и рваного камня); сохранились руины дворцовых сооружений дербентского хана (вторая половина XVIII в.), подземное сооружение «каменный мешок» (погреб или тюрьма для ханских узников), цистерны для воды (начало XVII в.), бани (перестроены в XVII в.), гауптвахта (классицизм, 1828; прямоугольная в плане, одноэтажная, с аркадой перед главным фасадом), крепостные стены Дербента (камень-ракушечник, толщина 2,3-3,8 м, высота до 12-15 м) с башнями и воротами, в том числе ворота Кырхляр-Капы в северной стене (VI-XIII вв.) и Орта-Капы в нижней стене (первоначально – VI в.; неоднократно перестраивались).
В верхней, старой части Дербента, примыкающей к цитадели, – типичный мусульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходят глухие фасады 1-2-этажных домов, с мечетями, водоразборными фонтанами, банями. В этой части города находятся: комплекс Джума-мечети, состоящей из собственно мечети (VIII в.), медресе (XV-XIX вв.) и трех арочных ворот (XVII-XIX вв.); Кырхляр-мечеть (XVII в.), прямоугольная в плане, над центральной частью – стрельчатый купол; Минарет-мечеть (XVIII в.; частично перестроена в XIX в.) с единственным в Дербенте полуразрушенным минаретом (XIV в.); Чертебе-мечеть (XVIII-XIX вв.) с резными деревянными деталями и столбом, несущим плоские перекрытия и галерею. Близ кладбища Кырхляр (часть северного кладбища Дербента) – бывший Ханский мавзолей (1787/1788, 8-угольное в плане здание со стрельчатым куполом); бани, почти на 2/3 заглубленные в землю, перекрыты сводами и куполами (XVII-XVIII вв.); подземные цистерны (XVII – начало XIX вв.); остатки караван-сарая (XVII-XVIII вв.). В нижней, новой части, регулярно распланированной, сохранились здания XIX – начала XX вв.: железнодорожный вокзал (конец XIX в.), пассаж (крытый рынок), армянский храм (ныне Музей изобразительных искусств; XIX в.).
В XX в. Дербент реконструировался (генеральный план 1955). Построено много жилых (микрорайон к северу от основной застройки с многоэтажными домами) и общественных зданий (в том числе кинотеатры «Родина», «Юбилейный»). Памятники: борцам за советскую власть в Дагестане (скульптор Г. Гейбатов, архитектор В. Скугарев); С.М. Кирову (1938, архитектор И. Олейников); воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45 (1985, С.Я. Ягудаев, С. Хизгилов).